студенты чувствуют себя разобщенными. Никому не понравится услышать, что своим продвижением
он обязан скорее неоправданным льготам, включая квоты, чем собственным заслугам (Heilman, 1994). К
счастью, большинство людей, на которых направлены подобные меры, не путают Акцию поддержки с
квотами (Truax, Wood, Wright, Cordova & Crosby, 1998), особенно если чувствуют себя защищенными в
своей этнической индивидуальности (Schermund, Sellers, Mueller & Crosby, 1998).
В недавних примечательных исследованиях, проведенных бывшими ректорами Принстона и
Гарварда, были обнаружены положительные результаты учета этнической принадлежности
абитуриентов при приеме в колледжи и университеты. Боуэн и Бок (Bowen & Bok, 1998) обратили
внимание на долговременный эффект для сотен чернокожих студентов, которые были приняты в 24
элитных колледжа в 1951, 1967 и 1989 годах благодаря программе Акции поддержки. Чернокожие
студенты оканчивали обучение и получали ученые степени по таким же нормам, что и белые студенты.
Чернокожие выпускники университетов даже чаще, чем белые, становились гражданскими лидерами,
отдавая дань обществу, которое их воспитало!
Так каков же в целом эффект практического применения программы Акции поддержки в области
образования? Он огромен. Эта программа полезна для всех.
---
Приложение. Статистические методы и измерения
Значительная часть работы психолога состоит из проведения измерений либо в лаборатории,
либо в полевых условиях. Это могут быть измерения движений глаз младенца при первом воздействии
нового стимула; регистрация кожно-гальванической реакции людей во время стресса; подсчет числа
попыток, необходимых для обуславливания обезьяны с префронтальной лоботомией; определение
показателей вступительных оценок среди учеников, использующих компьютеризованное обучение, или
подсчет количества пациентов, у которых наступило улучшение после того или иного вида
психотерапии. Во всех этих примерах операция измерения дает числа; задача психолога
интерпретировать их и прийти к некоторому общему выводу. Основной инструмент для этой задачи
статистика, дисциплина, имеющая дело со сбором числовых данных и проведением заключений на их
основе. Цель данного приложения рассмотреть некоторые статистические методы, играющие
важную роль в психологии.
Это приложение написано в предположении, что проблемы, возникающие у студентов со
статистикой, по сути есть проблемы ясного представления о полученных данных. Вводное знакомство
со статистикой не выходит за рамки возможностей любого, кто достаточно разбирается в алгебре,
чтобы использовать знаки «плюс» и «минус», а также подставлять числа вместо букв в уравнениях.
Описательная статистика
Статистика служит прежде всего для сокращенного описания больших объемов данных.
Предположим, нам надо изучить показатели на вступительных экзаменах в колледж для 5000 учащихся,
записанные на карточках в регистратуре. Эти показатели являются сырыми данными. Перелистывание
карточек вручную даст нам некоторое впечатление о показателях учащихся, но удержать все это в
голове будет невозможно. Поэтому мы делаем из этих данных своего рода резюме, усредняя все
показатели или находя максимальную и минимальную величину. Эти статистические резюме облегчают
запоминание и обдумывание данных. Такие резюмирующие высказывания называют описательной
статистикой.
Частотное распределение
Элементы сырых данных становятся постижимы, когда они сгруппированы в частотное
распределение. Чтобы сгруппировать данные, мы должны сначала поделить шкалу, по которой они
измерялись, на интервалы, и затем посчитать, сколько элементов приходится на каждый интервал.
Интервал, в котором группируются величины, называется групповым интервалом. Решение о том, на
сколько групповых интервалов надо разбить данные, не определяется каким-либо правилом, а исходит
от решения исследователя.
|