условия окружения, провоцирующие человека и побуждающие его к нападению. Даже если индивид
склонен к агрессии и способен проявить ее, акт агрессии должен вызваться специфической ситуацией.
Вероятность агрессивного поведения и его интенсивность сильно различаются в зависимости от
природы стимула и уровня потенциала агрессии, обусловленного фоновыми переменными.
Несомненно, люди, родившиеся предрасположенными к насилию, будут более агрессивными в случае
нападения на них, чем люди без такой склонности, а люди, приобретшие через социальное научение
выраженную склонность к агрессивному поведению, будут реагировать более агрессивно, чем не
имеющие подобной склонности. Таким образом, наследственность и социальное научение это
дополняющие друг друга факторы человеческой агрессии.
---
Глава 3. Психическое развитие
В отличие от всех других млекопитающих, период созревания и научения, необходимый для
достижения самостоятельности, у человеческих существ наиболее продолжительный. Вообще, чем
сложнее нервная система организма, тем больше время его созревания. Лемур (примитивный вид
приматов) уже вскоре после рождения может самостоятельно передвигаться, а еще через короткое
время может о себе позаботиться; детеныш обезьяны сохраняет зависимость от матери несколько
месяцев, а у шимпанзе это длится несколько лет. Но даже шимпанзе один из ближайших
родственников человека становится полноценным взрослым представителем своего вида намного
быстрее, чем человек того же возраста.
Специалисты по психологии развития занимаются вопросами о том, как и почему различные
аспекты деятельности человека развиваются и изменяются на протяжении его жизни. Сюда входит
физическое развитие, включая изменение роста и веса и приобретение моторных навыков, когнитивное
развитие, при котором изменяются процессы мышления, память и речевые способности, а также
развитие личности и социальное развитие, к которым относятся изменения представлений о себе самом,
половая идентичность и межличностные отношения.
Более подробно развитие отдельных психических функций и способностей будет рассмотрено в
последующих главах. Например, развитие восприятия обсуждается в главе 5, усвоение понятий и
развитие языка в главе 9, половое развитие в главе 10, а развитие личности в главах 12 и 13. В
этой главе мы дадим общий обзор психического развития на протяжении жизни и обратимся к двум
основным вопросам: а) как биологические факторы взаимодействуют с окружением ребенка, определяя
ход его развития (часто это называют «проблемой врожденногоприобретенного»), и б) является ли
развитие непрерывным, постепенным процессом изменения или же это ряд четко разграниченных и
качественно различных стадий?
Взаимодействие между врожденным и приобретенным
Вопрос о том, что важнее в детерминации развития человека наследственность
(«врожденное») или среда («приобретенное»), обсуждался столетиями. Например, в XVII веке
английский философ Джон Локк отвергал господствовавшее тогда представление, что младенец это
маленький взрослый, приходящий в мир уже полностью наделенным способностями и знанием, и ему
надо только расти, чтобы эти унаследованные свойства проявились. Локк считал, что все обстоит
наоборот и разум новорожденного это «чистая доска» (лат. tabula rasa). На ней записывается опыт
младенца то, что он видит, слышит, ощущает на ощупь, вкус и запах, его чувства. Согласно Локку,
все знание приходит к нам через органы чувств. Оно обеспечивается опытом, и никакие знания или
идеи заранее в человека не встроены.
Когда Чарльз Дарвин выдвинул свою теорию эволюции (1859), в которой делался упор на
биологическую основу развития человека, идея наследования человеческих свойств и черт возродилась
вновь. Однако в XX веке, с появлением бихевиоризма, опять стал доминировать взгляд о
преимущественной роли окружения. Бихевиористы Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер утверждали, что
человек по своей природе абсолютно податлив: раннее обучение может сделать из ребенка какого
угодно взрослого, независимо от его наследственности. Уотсон сформулировал это положение наиболее
категорично:
|