«Дайте мне дюжину здоровых, нормальных младенцев, которые будут содержаться в созданной
мною среде, и я вам гарантирую, что, выбрав одного из них наугад, я смогу сделать из него любого
специалиста, какого захочу: врача, юриста, художника, торговца и да-да! даже нищего или вора,
независимо от его талантов, склонностей, пристрастий, способностей, призвания и расовой
принадлежности его родителей» (Watson, 1930, р. 104).
<Рис. На полемику по вопросу «врожденноеприобретенное» оказали влияние Джон Локк
(слева) и Чарльз Дарвин (справа), хотя это влияние и носило различный характер. Локк подчеркивал
роль органов чувств в приобретении знаний, утверждая, что источником знания является
исключительно опыт. Дарвин подчеркивал роль биологического базиса в развитии человека,
способствовав возрождению интереса к роли наследственности.>
Сегодня большинство психологов согласны не только в том, что важная роль принадлежит и
врожденному, и окружающей среде, но и в том, что эти факторы непрерывно взаимодействуют,
направляя развитие человека. Например, в главе 12 мы увидим, что на развитие многих черт личности,
таких как общительность и эмоциональная устойчивость, среда и наследственность влияют примерно в
равной степени; в главе 15 будет сказано, что психические заболевания могут иметь двоякую
детерминацию как генетическую, так и из внешней среды.
Даже то развитие, которое со всей очевидностью подчинено внутреннему, биологическому
распорядку, может испытывать влияние окружающих условий. В момент зачатия многие
характеристики личности уже предопределены генетическим строением оплодотворенного яйца. Наши
гены программируют рост наших клеток, так что мы развиваемся именно в человека, а не в рыбу или
обезьяну. Кроме того, гены определяют пол, цвет кожи, глаз и волос и общий объем тела. Эти
генетические детерминанты находят свое выражение в развитии через процесс созревания внутренне
заданную последовательность роста и изменений организма, относительно независимую от внешних
условий.
Например, человеческий плод развивается в теле матери, следуя жестко фиксированному
временному расписанию, и поведение плода в виде переворачиваний и толчков также следует
определенному порядку, зависящему от стадии созревания. Однако если в маточной среде есть какая-
либо серьезная патология, процесс созревания может нарушиться. Если мать заболеет корью в течение
трех первых месяцев беременности (когда у плода в соответствии с генетически заданной программой
развиваются основные системы органов), ребенок может родиться глухим, слепым или с поврежденным
мозгом в зависимости от того, какая органическая система находилась в решающей стадии развития
на момент инфицирования. Такие факторы среды, как недостаточное питание матери, курение и
потребление алкоголя и наркотиков, также могут повлиять на нормальное созревание плода.
В послеродовом моторном развитии также видна взаимосвязь между генетической программой
созревания и влиянием среды. Фактически все дети проходят через одну и ту же последовательность
типов моторного поведения, следующих в одном и том же порядке: переворачивание, сидение без
поддержки, стояние держась за мебель, ползание и, наконец, ходьба. Но эту последовательность дети
проходят с разной скоростью, и специалисты по психологии развития с самого начала истории этой
дисциплины задавались вопросом, играют ли научение и опыт какую-либо важную роль в таких
различиях.
<Рис. Все дети проходят через одну и ту же последовательность типов моторного поведения,
следующих в одном и том же порядке.>
Хотя вначале ответ был отрицательным (McGraw, 1935/1975; Dennis & Dennis, 1940; Gesell &
Thompson, 1929), в более поздних работах было показано, что тренировка и дополнительная стимуляция
могут несколько ускорить появление разных типов моторного поведения. Например, у новорожденных
есть рефлекс шагания: если их держать в вертикальном положении, давая ступне коснуться твердой
поверхности, ноги будут совершать шаговые движения, напоминающие ходьбу. Когда группа
младенцев в течение первых двух месяцев жизни тренировалась в таком шагании на протяжении
нескольких минут по нескольку раз в день, они начали ходить на 5-7 месяцев раньше, чем младенцы, у
которых такой практики не было (Zelazo, Zelazo & Kolb, 1972).
Еще одним примером взаимодействия генетически заданных характеристик и опыта является
развитие речи. При нормальном развитии говорить научаются все младенцы, но только после
достижения определенного уровня зрелости нервной системы; ни один ребенок до года не говорит
фразами. Но когда ребенка выращивают в среде, где люди говорят с ним и дают ему вознаграждение за
произнесение речеподобных звуков, он начинает говорить раньше детей, которым такого внимания не
уделялось. Например, дети, выросшие в семьях американцев среднего класса (имеется в виду средний
|