экраном. Этот более старший ребенок понимает, что предмет существует, хотя его и не видно, т. е. он
постиг понятие о постоянстве объекта. Но даже в этом возрасте поиск ведется ограниченно. Если
такому ребенку однажды уже удалось отыскать игрушку, спрятанную в каком-то определенном месте,
он так и будет продолжать искать ее там же, даже если он видел, как взрослый прячет ее в новом месте.
Этот ребенок просто повторяет действие, однажды уже приведшее его к получению игрушки, а не ищет
ее там, где видел ее в последний раз. Примерно до года ребенок не может последовательно искать
предмет там, где он исчез на его глазах в последний раз, независимо от того, что было в предыдущих
попытках.
Предоперационная стадия. В возрасте примерно от 1,5 до 2 лет дети начинают пользоваться
речью. Слова, как и символы, могут представлять предметы или группы предметов, а один объект
может представлять (символизировать) другой. Так, во время игры 3-летний ребенок может обращаться
с палкой, будто это лошадь, и скакать на ней по комнате; деревянный кубик может быть для него
машиной, одна кукла папой, а другая ребенком.
Хотя дети в возрасте 3-4 лет могут мыслить символически, их слова и образы еще не имеют
логической организации. Стадию когнитивного развития, приходящуюся на возраст от 2 до 7 лет,
Пиаже называет предоперационной, поскольку ребенок еще не понимает определенных правил, или
операций. Операция это процедура мысленного разделения, объединения или другого
преобразования информации логическим способом. Например, если воду переливают из высокого
узкого стакана в низкий и широкий, взрослые знают, что количество воды не изменилось, потому что
могут в уме проделать обратную операцию: они могут вообразить, как вода переливается из низкого
стакана обратно в высокий, придя тем самым к первоначальному состоянию. У ребенка на
предоперационной стадии когнитивного развития представление об обратимости и других мысленных
операциях довольно слабое или отсутствует. Поэтому, считает Пиаже, дети на предоперационной
стадии еще не постигли принцип сохранения понимания того, что количество вещества остается
постоянным, даже если изменяется его форма. Они не могут понять, что при переливании воды из
высокого стакана в низкий количество воды сохраняется, то есть остается тем же самым, когда она
переливается из высокого стакана в низкий.
Отсутствие представления о сохранении иллюстрирует также эксперимент, в котором ребенку
дают пластилин, чтобы он сделал из него шар, равный по величине другому шару из того же материала.
Сделав это, ребенок говорит, что они «одинаковые». Затем экспериментатор оставляет один шар как
эталон, а другой скатывает в удлиненную форму типа колбасы, и ребенок за всем этим наблюдает.
Ребенок может запросто видеть, что пластилина при этом ни убавилось, ни прибавилось. В подобной
ситуации дети в возрасте около 4 лет говорят, что в этих двух предметах уже не одинаковое количество
пластилина: «В длинном больше», говорят они (рис. 3.4). Большинство детей до 7-летнего возраста
не считают, что и в длинном предмете, и в первом шаре равное количество пластилина.
Рис. 3.4. Понятие сохранения. Четырехлетняя девочка признает, что оба пластилиновых
шара одинаковой величины. Но когда один из шаров скатывают в удлиненную тонкую форму, она
говорит, что в нем пластилина больше. И пока ей не будет 7 лет, она не скажет, что в этих
предметах разной формы одинаковое количество пластилина.
Пиаже считал, что главной особенностью предоперационной стадии является неспособность
ребенка удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации одновременно. Так, в задаче на
|