сохранение количества пластилина ребенок, находящийся на предоперационной стадии, не может
сосредоточиться одновременно на длине и толщине куска пластилина. Сходным образом, Пиаже
полагал, что в предоперационном мышлении доминируют зрительные впечатления. Изменение
внешнего вида куска пластилина влияет на ребенка больше, чем менее очевидные, но более
существенные характеристики масса и вес.
То, что маленький ребенок полагается на зрительные впечатления, становится ясным из
эксперимента по сохранению количества. Если расположить параллельно два ряда шашек, одна
напротив другой, маленький ребенок верно отвечает, что в этих рядах одинаковое количество шашек
(рис. 3.5). Если же шашки одного ряда собрать в кучу, пятилетний ребенок говорит, что там, где прямой
ряд, шашек больше, хотя ни одной шашки не забрали. Зрительное впечатление от длинного ряда шашек
перевешивает количественное равенство, которое было очевидным, когда шашки стояли в рядах друг
против друга. В отличие от этого 7-летний ребенок полагает, что если до того количество объектов
было равным, оно и должно остаться равным. В этом возрасте количественное равенство становится
более значимым, чем зрительное впечатление.
Рис. 3.5. Сохранение количества. Когда шашки правильно расположены в два ряда по семь
штук, большинство детей отвечает, что и там и там их поровну. Когда после этого один ряд
собирают в компактную кучку, дети 6-7 лет говорят, что в первоначальном ряду их было больше.
Другой ключевой характеристикой предоперационной стадии детского развития, согласно
Пиаже, является эгоцентризм. Дети, находящиеся на предоперационной стадии развития, не осознают
других точек зрения, помимо своей собственной, они полагают, что все остальные воспринимают
окружающий мир так же, как и они (Piaget, 1950). С целью демонстрации этого факта Пиаже придумал
«задачу трех горок». Ребенку позволяют ходить вокруг стола, на котором сооружены три горки
различной высоты. Когда ребенок становится с одной стороны стола, на другую сторону стола в разных
местах помещается кукла (таким образом, она видит три горки иначе, чем ребенок). Ребенка просят
выбрать фотографию, соответствующую тому, что видит кукла. Дети в возрасте до 6-7 лет выбирают
фотографию, которая соответствует их собственному видению трех горок (Piaget & Inhelder, 1948/1956).
Пиаже считал, что эгоцентризмом объясняется ригидность мышления на предоперационной
стадии. Поскольку маленькие дети не могут оценить иные точки зрения, чем их собственная, они не в
состоянии пересмотреть свои схемы, принимая во внимание изменения в окружающей среде. Отсюда их
неспособность производить обратные операции или учитывать сохранение количества.
Стадии операций. Между 7 и 12 годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также
начинают выполнять и другие логические манипуляции. Они могут располагать объекты по одному
признаку, например по высоте или весу. У них формируется также мысленное представление о
последовательности действий. Пятилетний ребенок может найти дорогу к дому приятеля, но не сможет
рассказать вам, как туда добраться, и не сможет изобразить это карандашом на бумаге. Дорогу он
находит потому, что знает, где надо повернуть, но общей картины маршрута у него нет. В отличие от
этого 8-летние дети легко рисуют карту пути. У Пиаже этот период называется стадией конкретных
операций: хотя дети и используют абстрактные термины, они могут это делать только применительно к
конкретным объектам, т. е. к тем предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.
Примерно в это же время начинается третий этап понимания морали у Пиаже. Ребенок начинает
осознавать, что некоторые из правил это социальные конвенции, коллективные соглашения и что их
можно произвольно принимать или изменять, если все в этом согласны. Моральный реализм ребенка
тоже претерпевает изменения: теперь, делая моральное суждение, он придает вес и «субъективным»
факторам, таким как намерения человека, и рассматривает наказание как человеческий выбор, а не как
неизбежную, божественную кару.
Примерно в возрасте 11-12 лет дети приходят к формам мышления взрослых, становятся
способны к чисто символическому мышлению. Пиаже назвал это стадией формальных операций. В
|