предсказать поведение, основываясь на базовых свойствах личности (Traits), в значительной мере
определяющих поведение конкретного человека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят
от времени и ситуации, не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных
ситуациях. Свойства представляют собой характеристики усредненного поведения;
агглютинированные, то есть суммированные за несколько дней, они стабильны и отчетливо
коррелируют с характеристиками свойств (Amelang & Bartussek, 1990). Теоретические рамки для
диагностики свойств есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка; кроме того, диагностика
свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки». Свойства выводятся из пунктов
соответствующего метода, которые представляют собой выборку элементов переживания и отрезков
поведения; содержательная интерпретация отдельных пунктов, как правило, не предпринимается. В
свете концепции Павлика (Pawlik, 1976), диагностика свойств в значительной мере соответствует
параметрам диагностики статуса, ориентированной на норму диагностики, тестам и диагностике как
измерению. Соединение тестовых ответов со свойствами (конструктами) происходит чаще всего
формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений, большинство методов
подхода свойств обосновываются классической теорией тестов. При диагностике свойств часто
преобладают формальные критерии качества (характеристики пунктов, объективность, надежность);
закрепление в поведении очень непрочное.
В клинической практике подход свойств широко распространен прежде всего в исследовании, а
также в практике для описания и классификации психических признаков и для оценки интервенций.
Однако при реализации терапевтической интервенции в каждом отдельном случае ценность этих
подходов относительно невелика. Чтобы компенсировать недостатки подхода свойств, рекомендуется
комбинировать его с приведенной ниже диагностикой поведения (см. раздел 2.3).
2.3. Диагностика поведения
2.3.1. Основы диагностики поведения
По мере того как росло значение поведенческой терапии, развивалась также диагностика
поведения, задача которой исходя из точного анализа проблемы и условий ее манифестации (анализа
поведения) получить сведения о возникновении, объяснении и поддержании какого-то поведения, а
также о возможностях его изменения. Как будет изложено в разделе 2.3.3, при использовании подходов
анализа поведения речь идет об эвристике, когда суждение выносится преимущественно по критериям
пригодности и в гораздо меньшей степени по формальным критериям качественности или на
основании научной проверки.
Ориентируясь на классическую линейную модель, Канфер и Саслов (Kanfer & Saslow, 1965)
предложили так называемую «формулу поведения», состоящую из следующих показателей (см. рис.
7.1): S стимульные условия, O
переменная организма, R реакции, KV отношение
контингентности, или план подкрепления (отношение между реакцией и последствием), и C
последствия. Позитивное последствие (позитивное подкрепление: C+) или отмена негативного
последствия (негативное подкрепление: ?-) повышает вероятность наступления того или иного
поведения; отмена позитивного последствия (наказание, угашение: ?+) или негативное последствие
(наказание: C-) снижает вероятность наступления соответствующего поведения.
S O R C
стимул
реакция
последствие
переменная
организма
KV
отношение контингентности
Рис. 7.1. Классическая формула поведения в диагностике поведения
Анализ проблемного поведения с помощью этой «формулы поведения» поясняется в прим. 7.1 на
простом примере.
|