Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 947 
Next page End  

Чтобы регистрировать эмоции и поведение человека, обычно различают следующие плоскости
данных:
-
биологическая/соматическая плоскость:
часто подразделяется на биохимическую,
нейрофизиологическую, психофизиологическую плоскости; на первом плане стоят соматические
процессы, которые можно зафиксировать физическими или химическими способами;
-
психическая/психологическая плоскость:
акцент на индивидуальном переживании и поведении
(включая деятельность);
-
социальная плоскость: акцент на межличностных системах (социальные условия);
-
экологическая плоскость: содержит материальные условия.
Исследование и практика могут проводиться в разных плоскостях. Наличие таких понятий, как
нейропсихология, психоиммунология, психосоматика и т. д. говорит о том, что отдельные плоскости не
представляют собой закрытые системы, но связаны друг с другом. Абсолютизация какой-то одной
плоскости не может дать полной картины при рассмотрении человека; кроме того, целью исследования
не может быть объединение высказываний, относящихся к различным плоскостям, в одной-
единственной плоскости данных.
При подходах, ориентированных на поведение, описание и понимание поведения нередко
составляется в трех плоскостях: моторно-наблюдаемой плоскости поведения, субъективно-когнитивной
плоскости и сомато-психофизиологической плоскости (Lang, 1971).
Лазарус (Lazarus, 1973) в своей мультимодальной поведенческой терапии различает плоскости
поведения (behavior), эмоций (affect), ощущения (sensation), представления (imagery), когниций
(cognition), социальных отношений (interpersonal) и медикаментов (drugs) — сокращенно BASIS-ID.
4.2. Мультимодальность: источники данных
Помимо плоскостей данных следует варьировать источники данных. Источниками информации
являются:
-
сам опрашиваемый индивид, который сам наблюдает и оценивает, например, свое настроение и
регистрирует свое поведение (например, потребление сигарет);
-
другие лица (референтные лица, квалифицированные эксперты, терапевты и т. д.), которые
проводят стороннее наблюдение в форме сторонней оценки или наблюдение за поведением. Данные
учреждений (например, число больничных дней) тоже фиксируются другими лицами, поэтому их тоже
можно отнести к стороннему наблюдению;
-
аппаратурные методы, методы диагностики деятельности и интеллекта с помощью
бумаги/карандаша вскрывают характеристики функций и работоспособности, которые генерирует
испытуемый; но они представляют собой не форму самонаблюдения, а собственный источник данных.
В настоящее время учет соответствующих характеристик нередко происходит с компьютерной
поддержкой (в отношении предъявления задач, регистрации данных, обработки данных и подведения
итога). К аппаратурным методам относятся также физиологические методы, такие как ЭЭГ, ЭКГ и т. д.
В клинико-психологической диагностике все больший интерес приобретает соотношение между
самонаблюдением и сторонним наблюдением по причине частого применения методов собственной и
сторонней оценки (в форме рейтингов). Для дополнительной проверки соотношения между обоими
источниками данных следует принимать во внимание, что методы собственной оценки и сторонней
оценки отнюдь не являются абсолютно разными группами методов, так как градации в шкалах
сторонней оценки в какой-то мере основываются на собственных высказываниях пациентов. Особенно
детально исследовано соотношение между самостоятельным/сторонним наблюдением в диагностике
депрессии, а также в исследовании психотерапии. Пейкел и Нортон (Paykel & Norton, 1986) в своем
обзоре литературы по диагностике депрессии констатируют, что собственные оценки и сторонние
оценки, как правило, коррелируют с r
= 0,4 до r
= 0,6; при методах, более согласующихся
содержательно, обнаруживаются более высокие корреляции. Отсутствие максимальной
согласованности объясняется не только неточностью измерений. Гораздо более важно, что собственная
оценка и сторонняя оценка представляют собой принципиально разные оценки, которые предоставляют
разную информацию. Поэтому стороннюю оценку нельзя считать более правильной или более
объективной, чем собственную оценку; и та и другая имеют равное научно-теоретическое значение.
4.3. Мультимодальность: методы исследования
Hosted by uCoz