развития это требования, с которыми организм, или индивид, должен справиться на каком-то
определенном отрезке жизни; они могут быть обусловлены биологически, социально и культурно или
же выдвигаться самим индивидом. Биологически обусловленные задачи развития понимаются как
возникающие в ходе развития состояния неравновесия, которые требуют какого-то нового
структурирования и вызваны биологическим созреванием например, половым созреванием в
подростковом периоде. Социально или культурно обусловленные задачи развития это требования,
которые в определенный период жизни выдвигаются человеку со стороны социальной окружающей
среды или культуры, например воспитание чистоплотности или требования, связанные с поступлением
в школу либо уходом на пенсию. Задачи развития, обусловленные самой личностью,
представляют
собой те цели, которые сам человек ставит перед собой в определенный отрезок жизни.
С концепцией задач развития в какой-то мере пересекается концепция «критических жизненных
событий»,
то есть событий, которые, изменяя жизнь человека, требуют продолжительной новой
социальной адаптации, благодаря чему в высокой мере задействуются психические ресурсы индивида
(ср. главу 17). Так же как и критические жизненные события, задачи развития подразделяют на
нормативные и ненормативные. Критерием разграничения здесь является возможность или
невозможность какого-либо социального и/или биологического возрастного нормирования
соответствующих задач (ср. Filipp, 1990). Для общественного управления прежде всего имеют значение
нормативные задачи развития, потому что невыполнение именно этих задач вызывает социальные
реакции (ср. Flammer, 1991). Фламмер (Flammer, 1988) обращает внимание на то, что, возможно, многие
в том числе и культурно обусловленные задачи воспринимаются человеком и как личностные
задачи. Тогда их невыполнение не только вызывает социальные реакции, но и отрицательно влияет на
самооценку.
Следующие разделы посвящены в первую очередь таким периодам жизни, как детство и юность.
Между тем задачи развития и критические жизненные события как «стадии относительного
неравновесия» и как события «эмоционально небезразличные»
(Filipp, 1990, S. 24) проходят через
всю жизнь. В исследованиях последних лет подробно разбиралось их значение в юношеском и среднем
возрасте.
От дискретных событий следует отличать другие психосоциальные факторы риска
длительные отягощающие процессы.
В любом случае, возникает длительное психическое
неравновесие, что приводит к периодам особой подверженности к развитию психических нарушений.
При недостаточном совладании можно ожидать либо непосредственного ущерба для развития, либо
повышения уязвимости, то есть общей или дифференцированной подверженности расстройствам, и уже
в сочетании с новыми требованиями этот фактор, сразу или в более поздние фазы жизни, может
привести к расстройствам. Стимулирующую или тормозящую роль в совладании с трудностями играют
внутренние и внешние ресурсы.
Классификация нормативных задач развития представлена в табл. 14.1 (ср. здесь Havighurst,
1982; Newman & Newman, 1975). Схематическая очередность задач развития приписывает
определенным отрезкам жизни более или менее типичным для нашей культуры специфические
события, которые соответственно требуют от человека особенных затрат на адаптацию. Взаимодействуя
с внешними неблагоприятными условиями, эти события могут стать исходным пунктом временных
нарушений развития, которые, в свою очередь, иногда могут приводить к стойким психическим
расстройствам.
Таблица 14.1. Задачи развития и типичные для них источники расстройств (ср. Havighurst, 1982;
Newman & Newman, 1975)
Периоды
Задачи развития
Типичные социальные источники
расстройств
Раннее детство 0-3
Адаптация к ритму сонеда
Формирование привязанности
Формирование речи
Прямохождение
Контроль над функциями выделения
Дифференцирование психосексуальной
организации
Нарушенная интеракция мать (или тот,
кто ее заменяет)ребенок
Перерывы в интеракциях (переживания
разлуки)
Слишком мало интеракций
|