Navigation bar
  Print document Start Previous page
 203 of 947 
Next page End  

Дошкольный и
школьный возраст
3-12
Автономия
Социальная адаптация
Ориентирование на достижения
Приобретение культурных навыков
Формирование половой роли
Родители слишком много диктуют и
слишком часто наказывают
Завышенные или заниженные требования
со стороны педагогов
Неудача в сфере достижений
Неструктурированная или излишне
структурированная семья
Подростковый
возраст 12-18
Поиск идентичности
Адаптация к половому созреванию
Поиск половой идентичности
Уход из родительского дома
Неструктурированная или излишне
структурированная семья
Табуирование сексуальности
Несоответствующие модели
Семейные условия, препятствующие
автономии
Ранняя взрослость
Завершение профессионального
образования и поиск профессиональной
идентичности
Поиск партнера и, часто, создание
семьи
Воспитание
Неудача в сфере достижений
Плохие условия на работе
Средняя взрослость
Уход детей из родительского дома
Дальнейшее развитие партнерских
отношений
Профессиональная консолидация
Недостаток социальных ресурсов
Поздняя взрослость
Завершение профессиональной жизни
Новые социальные роли
Ослабление деятельности физических
функций
Адаптация к потере партнера
Жесткие условия ухода на пенсию
Утрата контроля и подкрепления из-за
ухода на пенсию и старости
БОльшую часть своей жизни люди проводят в семье, а она со своей стороны, будучи малой
группой, тоже подвержена процессу развития, который можно описать как последовательность задач
семейного развития,
а значит, индивидуальное развитие зависит от удачного выполнения задач
семейного развития. Процесс развития в семье тоже чаще всего не является линейным и непрерывным,
а происходит скачками.
Развитие мы понимаем в этой связи как смену более простых структур организации более
сложными. Эта относительная сложность структур организации проявляется в действующих правилах
поведения, которые определяют совместную жизнь маленького коллектива. Поводом для нового
приспособления правил к новым отношениям являются стойкие изменения, которые можно более или
менее предвидеть, потому что они связаны с организацией жизни в семье. Собственно, с такого рода
события — рождения первенца — и начинается семья: пара становится группой из трех человек, и это
требует глубокой реорганизации жизни молодых родителей (Wicki, 1997). Другие примечательные
события, временно нарушающие равновесие семьи и требующие частичной реорганизации, это,
например, поступление ребенка в школу или вступление его в фазу подросткового возраста и отделения
от родителей. Сравнительно нормативным для типичного семейного цикла в нашем столетии все
больше становится такое явление, как развод. Развод провоцирует новые, иногда многократные
переходные периоды, которые тоже могут рассматриваться в связи с задачами развития (Fthenakis,
1995). В связи с этим становятся более актуальными и другие формы семьи, например семья с одним
родителем. Подобные переходные периоды ставят перед семьей специфические задачи, от преодоления
которых зависит ее дальнейшее процветание. Картер и МакГолдрик (Carter & McGoldrick, 1989)
выделили для цикла семейной жизни шесть типов задач (ср. табл. 14.2). Можно предположить, что эти
переходные состояния в семейном развитии представляют собой фазы особенной уязвимости семейного
коллектива и от их удачного преодоления зависит благополучие отдельных лиц и дальнейшее развитие
семьи.
Таблица 14.2. Стадии семейного жизненного цикла (по Carter & McGoldrick, 1989; Schneewind, 1995)
Hosted by uCoz