потери у детей младшего возраста (см. раздел 5.4.1).
Концепция потери подкрепления теоретически конкурирует с концепцией привязанности и с
теорией потери контроля, причем все представленные данные отчасти можно интерпретировать и через
эти конкурирующие концепции. Тем не менее сильную потерю подкрепляющих стимулов, похоже, в
любом случае надо рассматривать как фактор риска, который может быть причиной возникновения
некоторых депрессивных расстройств.
5.1.2.2. Наказание в воспитании
Другой фактор риска, релевантный для возникновения психических расстройств и относящийся
к оперантной парадигме, это переживание сильных и/или незаслуженных и непредвиденных
наказаний. Теоретически негативные последствия определенного поведения, казалось бы, должны
уменьшать вероятность поддержания этого поведения. Однако воспитание процесс всегда столь
неоднозначный, что это невозможно реализовать на деле (как соотношение контингентностей
поведения: наказание = 1:1, интенсивные наказания и т. д.). Вдобавок наказание само по себе является
сильным воздействием и может принести серьезный вред (Reinecker, 1980). Поэтому дети, которых
наказывают, часто так и не могут научиться тормозить нежелательное поведение; гораздо больше
наказание предрасполагает к тревожности, неуверенности, а иногда и к агрессивности. Кроне и Хок
(Krohne & Hock, 1994) в своей двухкомпонентной модели доказали отчетливую связь между частотой
наказания в ответ на какое-то поведение, интенсивностью и незаслуженностью наказания, с одной
стороны, и тревожностью детей с другой. Если наказания приобретают форму физического или
психического насилия, то можно прогнозировать тяжелые расстройства (см. раздел 4.3.2.2). И это
отнюдь не редкий феномен, как показывают репрезентативные исследования в Швейцарии, согласно
которым 2,4% родителей признаются, что они от «иногда» до «очень часто» били своих детей (в
возрасте 02,5 лет) различными предметами; в абсолютных цифрах это более чем 4800 детей
(Perrez, 1997) с повышенной уязвимостью к психическим расстройствам в результате подобных
действий.
5.2. Дезорганизация поведения как следствие нарушений процесса обусловливания
От описанных в предыдущем разделе условий следует четко отличать условия научения,
максимально нарушающие процесс обусловливания. Особенное внимание уделяли изучению условий,
вызывающих нарушения, в школе Павлова. Невротические расстройства интерпретировались как
следствие (1) слишком сильного возбуждения, (2) слишком сильного торможения или (3) конфликта
между процессами возбуждения и торможения, в результате чего нервная система не в состоянии
выполнять свои функции, что приводит к дезорганизации поведения (ср. оригинальные доклады Pavlov,
Maier & Masserman: Hamilton, 1967). Индивидуальные различия при этом тоже объяснялись разной
генетически обусловленной конституцией. Во всех случаях адаптивное поведение затрудняется или
становится невозможным; новые условные реакции больше не образуются, а уже выученные гасятся.
Сильное воздействие имеет место при слишком высокой интенсивности раздражителя и при
слишком сложных условиях воздействия, что требует повышенной восприимчивости к научению и
поэтому делает невозможным ассоциацию CS и UCS. Слишком сильное торможение мы наблюдаем
тогда, когда слишком затрудняется дискриминация восприятия.
Если, например, у какого-то
подопытного животного в качестве позитивного условного стимула успешно закрепляется круг, а в
качестве негативного, тормозящего условного стимула эллипс, а потом ему предлагаются эллипсы,
все больше и больше похожие на круг, то подопытное животное впадает в стойкое моторное
возбуждение или в совершенную апатию. Этот конфликт между возбуждением и торможением может
использоваться для того, чтобы создать «экспериментальный невроз».
5.3. Моделирование на животных с целью изучения тревожных и депрессивных
расстройств
На базе принципов, изложенных в разделах 5.1 и 5.2, моделирование на животных
разрабатывалось главным образом с целью изучения тревожных и депрессивных расстройств; эти
модели претендуют на значимость и для человека. Так, Грей (Gray, 1982) объясняет депрессивные
реакции и реакции страха исходя из двух биологических подсистем системы поощрения и системы
|