Navigation bar
  Print document Start Previous page
 220 of 947 
Next page End  

наказания. Система наказания мотивирует торможение и бегство, система поощрения — поисковое
поведение, поведение приближения. Страх вызывается в первую очередь активацией системы наказания
(аверсивная стимуляция или утрата подкрепления), что предрасполагает к повышению внимательности,
к поведению бегства и избегания. Экспериментально состояние страха у животных можно вызывать
применением физически аверсивных раздражителей, незнакомых и угрожающих раздражителей или
таких раздражителей, которые ассоциируются с неудачей (Goldberg & Huxley, 1992). У одних животных
вызвать реакцию страха легче, чем у других; судя по всему, эта разная чувствительность к наказанию
обусловлена генетически, так как различиями внутриутробного и перинатального опыта ее не
объяснить (Gray, 1982). Голдберг и Хаксли (Goldberg & Huxley, 1992) описывают «невротических
личностей» как лиц с повышенной чувствительностью к поощрению или наказанию, в результате чего
эмоции у них или высвобождаются очень легко, или бывают очень сильными. Указанные авторы
интегрируют эти стабильные признаки в двумерную систему личности Айзенка.
Тревожные расстройства и некоторые из депрессивных расстройств причисляются к группе
дистимических расстройств (невротическая и интровертированная группы). Принято считать, что лица с
высокореактивной системой наказания уязвимы к различным формам тревожных расстройств, и
особенно к утрате подкрепления. Голдберг и Хаксли (Goldberg & Huxley, 1992) исходят из того, что
поощрение и наказание реципрокно тормозят друг друга; процесс утраты подкрепления эти авторы
описывают как аверсивное событие, которое — если оно хроническое — снижает чувствительность к
поощрению. Так, утрата подкрепления может привести к первичному депрессивному расстройству;
вторично это дает повод к возрастанию страха, так как активируется система наказания. Это
наблюдение доказывается многочисленными экспериментами на животных (обзор у Mineka, 1985).
Дополнительно (Goldberg & Huxley, 1992) аверсивное событие (например, диагноз «рак») может
первично способствовать возрастанию страха, активируя систему наказания, что уже вторично,
вследствие торможения системы поощрения, может привести к депрессивному расстройству.
Оригинальную модель на животных для некоторых форм человеческой депрессии разработал
Селигман (Seligman, 1975, 1986). Согласно этой модели, подопытные животные, как и люди,
демонстрируют некий реактивный синдром, который он называет «выученная беспомощность» — когда
они чувствуют, что не могут контролировать аверсивные события. В частности, собаки показывают
потом те же самые симптомы — в поведении (пассивность), в мотивационной плоскости
(немотивированный), эмоциональной (депримированный), когнитивной (ожидание потери контроля) и
физиологической плоскостях (сфера действия катехоламина), — для которых у человека мы используем
понятие депрессивного эпизода (реактивной депрессии) (ср. прим. 14.3).
Примечание 14.3. План-триада проведения эксперимента для исследования последствий потери
контроля (Seligman, 1986, S. 23f.)
Существует простой и изящный план эксперимента, с помощью которого эффекты
контролируемости можно отделить от воздействий раздражителя, который контролируется, — это план-
триада.
Исследуются три группы испытуемых или подопытных животных. (1) С первой группой
проводится предварительный тренинг: испытуемые подвергаются какому-то воздействию, которое они
могут контролировать с помощью определенной реакции. (2) Вторая (контрольная) группа связана с
первой таким образом, что каждый испытуемый или подопытное животное претерпевает в точности
такие же физические воздействия, как и его визави из первой группы, однако исполняемая реакция не
приводит к какой-либо модификации этих воздействий. (3) Третья группа не подвергается
предварительному тренингу. После этого все группы исследуются в какой-нибудь новой задаче.
План эксперимента в виде триады позволяет напрямую проверить следующую гипотезу: не шок
сам по себе обусловливает беспомощность, но опыт, что этот шок невозможно контролировать. В
рамках плана эксперимента в виде триады исследовались три группы, каждая состояла из восьми собак.
Собаки группы «бегства» в специальном станке Павлова учились убегать от шока, надавливая мордой
на клавишу. Вторая (контрольная) группа получала шок в том же количестве, качестве и так же долго,
как и группа «бегства». Вторая группа отличалась от группы «бегства» только в плане
инструментального контроля над шоком: надавливание на клавишу никак не влияло на шок,
запрограммированный для этой группы. Третья контрольная группа не получала шок. Через 24 часа
после этого тренинга все три группы подверглись тренировке на бегство и избегание. Животные из
группы бегства и контрольные животные из третьей группы реагировали хорошо: легко перепрыгивали
барьер. В противоположность этому животные второй группы реагировали значительно медленнее.
Шесть из восьми контрольных животных оказались полностью несостоятельны и не выполнили ни
Hosted by uCoz