Snyder, C. R., & Forsyth, D. R. (Eds.) (1991). Handbook of social and clinical
psychology The
health perspective. New York: Pergamon Press.
Spitz, R. (1946). Anaclitic depression: An inquiry into the genesis
of psychiatric conditions in early
childhood. Psychoanalytic Study of the Child, 2, 313-342.
Spitzer, R. (1975). Move on pseudoscience in science and the case for psychiatric diagnoses. Archives
of General Psychiatry, 33, 459-470.
Stroebe, W., Hewstone, H., Codol, J. P., & Stephenson, G. (Hrsg.). (1990). Sozialpsychologie. Berlin:
Springer.
Szasz, T. S. (1960). The myth of mental illness. American Psychologist, 15, 113-118.
Teasdale, J. D. (1993). Emotion and two kinds of meaning: Cognitive therapy and applied cognitive
science. Behavior Research and Therapy, 31, 339-354.
Teasdale, J. D., & Barnard, P. J. (1993). Affect, cognition, and
change: Re-modelling
depressive
thought. Hillsdale: Lawrence Erlbaum.
Temoshok, L., van Dyke, C. & Zegans, L. S. (Eds.). (1983). Emotions in health and illness. New York:
Grune & Stratton.
Tomkins, S. (1982). Affect theory. In P. Ekman (Ed.), Emotion in the human face (pp. 353-395).
Cambridge: Cambridge University Press.
Trower, P., Bryant, B. & Argyle, M. (1978). Social skills and mental health. London: Methuen.
Ullrich, R. & Ullrich de Muynck, R. (1980). Diagnose und Therapie sozialer Storungen. Munchen:
Pfeiffer.
Urnas-Moberg, K. (1996). A comparison of oxytocin and blood
pressure reduction in animals and
humans. Biobehavioral interactions. Paper presented at the 4th International Congress of Behavioral Medicine,
Washington, D. C, March 13-16, 1996.
Wallbott, H. G. & Scherer, K. R. (1986). The antecedents of emotional experiences. In K. R. Scherer, H.
G. Wallbott & A. B. Summerfield (Eds.), Experiencing emotion A cross-cultural study (pp. 69-83).
Cambridge: Cambridge University Press.
Williams, J. M. G. (1986). Social skills training in depression. In C. R. Hollin & P. Trower (Eds.),
Handbook of social skills training (Vol. 2, pp. 91-110). Oxford: Pergamon Press.
Wortman, C. B. & Brehm, J. W. (1975). Responses to uncontrollable outcome: An integration of
reactance theory and the learned helplessness model. In L. E. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social
psychology (Vol. 8, pp. 277-336). New York: Academic Press.
Глава 16. Социологические аспекты
Иоганн Зигрист
1. Введение
Несмотря на то что у социологии много точек соприкосновения с социальной психологией, она
все-таки является самостоятельной научной дисциплиной. Как известно, научные дисциплины
определяются тремя критериями: они обладают собственным понятийным аппаратом и
специфическими методами, располагают определенными знаниями, полученными посредством методов
наблюдения, и предлагают теории для объяснения тех проблем, которыми занимаются. В этой главе мы
не будем излагать основы социологии как дисциплины, это задача соответствующих учебников; здесь
же мы разберем важные сферы применения социологических знаний в клинической психологии.
Вводные замечания должны облегчить понимание этих вопросов.
Социология (лат. socius спутник, товарищ; греч. logos учение, наука) это наука, которая
занимается закономерностями (структурными признаками, направлениями развития) общественной
жизни и процессов, происходящих в человеческих общностях. Общественную жизнь можно
анализировать в трех различных плоскостях: макроплоскости всей общественной системы (мировое
сообщество, нации как сравнительно обособленные общественные системы), мезоплоскости
общественных подсистем (например, основные институциональные сферы образование, работа,
право, здоровье) и, наконец, микроплоскости процессов обмена между отдельными индивидами и
группами вне зависимости от того, насколько они закреплены нормативно (см. ниже).
Сравнительно просто, как нам представляется, постичь общественные структурные признаки на
макроуровне, расчленив их по горизонтали и по вертикали: горизонталь означает разделение общества
|