собой перекрывающиеся и отчасти дополняющие друг друга подходы в здравоохранении.
6. Профессиональная ситуация в клинической психологии
6.1. Статистические данные
Профессиональная ситуация в психологии вообще и конкретно в клинической психологии в
отдельных странах выглядит по-разному (для США см. множество докладов в American Psychologist;
см. также Routh, 1994). Для немецкоязычных стран имеются разные исследовательские работы по
клинической психологии или психотерапии (см. также Perrez, 1992; Baumann, 1995); в качестве
примеров можно назвать:
- Германия: Wittchen & Fichter, 1980; Wasilewski, 1989; Schorr, 1991; Meyer, Richter, Grawe,
Schulenburg & Schulte 1991.
- Австрия: Jandl-Jager et al., 1987; Schaffensberger, Glatz, Frank & Rosian, 1997.
- Швейцария: Thuring & Graf, 1988; Hobi, 1990; Schneuwly, 1996.
В 1995 г. в Германии работало примерно 28 000 профессиональных психологов, без учета
занятости (полдня, целый день и т. д.) (данные по Baumann, 1998). По оценкам, примерно 60% этих
психологов (16 000) работают в области клинической психологии (примерно 2/3 в учреждениях, 1/3
имеют частную практику); примерно 10 000 этих клинических психологов работают психотерапевтами
(pers. Mitteilung Berufsverband Deutscher Psychologinnen BDP). В Австрии практикуют примерно от 3000
до 4000 профессиональных психологов, причем около 2 000 являются клиническими психологами (от
50 до 60%; pers. Mitteilung Berufsverband Osterreichischer Psychologinnen BOEP). В Швейцарии
примерно 4000 профессионально работающих психологов, причем около 60% занято в здравоохранении
(Schneuwly, 1996). В целом можно исходить из того, что в немецкоязычных странах примерно 60%
психологов работают в здравоохранении и около двух третей из них имеют психотерапевтическую
квалификацию.
6.2. Структура профессиональной деятельности
Ниже мы остановимся на ситуации в немецкоязычных странах. Если говорить о
профессиональной деятельности, то надо иметь в виду три различных аспекта:
-
Компетентность:
какие навыки и умения необходимы для определенных видов деятельности
и как они преподаются? Речь идет о научной, этической и профессиональной легитимации действий.
-
Профессиональный допуск:
какие лица или профессиональные группы с какой компетенцией
уполномочены заниматься определенными видами деятельности? Здесь говорится об
институциональной легитимации (союзы, законодатели и т. д.).
-
Финансирование:
какие виды деятельности каких профессиональных групп должны
финансироваться обществом? Здесь говорится о вопросах страхования (больничные кассы,
амбулатории, поддерживаемые государством, и т. д.).
По этим трем пунктам предлагаются различные, отчасти конкурирующие решения.
6.3. Приобретение навыков и умений
Существуют разные модели обучения навыкам и умениям для независимой деятельности с
юридической ответственностью клинических психологов в здравоохранении (с/без психотерапии).
Компетентность приобретается во время обучения или после обучения в форме специализации, а также
после допуска к практике (см. ниже). Специализация означает профессиональную специализацию и
заканчивается нередко признанием профессиональными организациями, государственными органами и
т. д. (специализация по клинической психологии, по врачебным специальностям и т. д.). От
специализации следует отличать повышение квалификации,
которое предназначено для актуализации
профессиональных умений и знаний. Часто между специализацией и повышением квалификации
трудно провести четкую грань, и именно в области психотерапии; иногда эти два понятия используются
в обратном значении. Бесспорно одно: наряду со специализацией требуется непрерывное повышение
квалификации. Независимо от выбранной модели специализация в клинической психологии или
психотерапии, как правило, содержит теоретическую и практическую часть (количество часов
определено); занятия могут занимать полдня или целый день, и закончить ее можно за определенный
|