(см. Margraf, 1996) стремительно развивается поведенческая терапия и начиная с 1960-х гг. оказывает
мощное влияние и на практику. С середины 1960-х гг. поведенческая терапия получает распространение
и в немецкоязычных странах.
С начала 1970-х гг. в немецкоязычных странах значение клинической психологии постоянно
растет и как прикладной дисциплины в науке, и как аутентичной профессии. Благодаря развитию
множества новых психотерапевтических методов акцент в работе клинических психологов
переместился с диагностики на терапию. Изменения в концепциях здравоохранения привели к тому, что
психологи с их широкой компетенцией вошли также во многие учреждения здравоохранения (см. главу
19), в результате чего к задачам терапии добавились задачи профилактики и реабилитации.
С середины 1980-х гг. клиническая психология проникает в сферу соматической медицины: было
введено понятие поведенческая медицина (Behavioral medicine)
и тем самым создано поле
исследовательской и профессиональной деятельности, где тоже значительно преуспели психологи.
Дальнейшее расширение понятия клинической психологии произошло в конце 1980-х гг., когда
появилась психология здоровья.
Нынешняя ситуация характеризуется все более четким разделением клинической психологии на
частные области, что ведет к специализации как в науке, так и в практике. Клиническую психологию
как профессиональную сферу (включая образование, специализацию и повышение квалификации) мы
будем подробно рассматривать в главе 19.
3. Структура клинической психологии
Клиническую психологию можно структурировать двояким образом: выделить в ней общие
аспекты, характерные для всех расстройств, и частные аспекты, свойственные конкретным
расстройствам:
Общие аспекты. Многие проблемы клинической психологии имеют место при самых разных
расстройствах, поэтому часто предлагается структурирование, независимое от групп расстройств.
Бастин (Bastine, 1990) предлагает следующие аспекты: патопсихология (симптоматология, этиология,
прогноз, классификация, эпидемиология); психодиагностика; психологическая интервенция;
психосоциальное здравоохранение. В нашем учебнике излагаются следующие общие аспекты: общие
основы, классификация, диагностика, эпидемиология, этиология/анализ условий возникновения,
интервенция.
Частные аспекты. Параллельно классификации по общим аспектам клиническую психологию
можно структурировать по конкретным расстройствам. Если на первом плане стоят психические
расстройства, то часто используются классификационные единицы по системам МКБ или DSM (см.
главу 6); если соматические болезни, то мы пользуемся классификацией, принятой в медицине
(например, гинекология, кожные болезни), синдромами (например, болевой) или диагнозами (например,
рак, сахарный диабет). Структурирование, предпринятое в настоящем учебнике, шире традиционных
классификаций расстройств. Нам представляется, что это особенно важно, так как расстройства следует
структурировать не только на основе синдромов или диагнозов (как это сделано, например, в МКБ,
DSM);
в клинической психологии необходимо учитывать знания из других областей психологии
(особенно общей психологии). Поэтому мы рассматриваем расстройства с различной степенью
разрешения и в двух перспективах внутри- и межличностной (рис. 1.1):
-
внутриличностная расстройства при нарушении психических функций и паттернов
функционирования;
-
межличностная расстройства при нарушении в системах на различных уровнях (пара,
семья, школа, производственная организация, община и т. д.).
|