Плоскости интервенции
Внутриличностная (интраперсональная)
система
функции
паттерны функционирования
Межличностная (интерперсональная)
система
диада
община
школа
...
производственная
организация
семья/первичные группы
Рис. 1.1. Внутри- и межличностная плоскости интервенции
1) На самом первом уровне находятся расстройства отдельных психических функций человека.
Психические функции можно соотнести в первую очередь с категориями общей психологии
(мышление, научение, восприятие и т. д.; Spada, 1992). Но иногда, если на переднем плане стоят
психофизиологические проблемы, имеют значение и физиологические функции.
2) Более сложная ступень расстройства паттернов функционирования. В общей психологии
разрабатываются комплексные модели, которые охватывают несколько отдельных функций. Исходя из
этого в качестве классификационных единиц предлагаются либо нарушения разных паттернов функций,
либо разные нарушения одного комплексного паттерна функционирования. Так как в общей психологии
модели паттернов функционирования не настолько хороши, чтобы они могли послужить образцом для
создания моделей клинических расстройств, эта плоскость разрабатывается в терминологии синдромов
или диагнозов. В нашем учебнике речь идет о психических расстройствах, поэтому мы ориентируемся
на МКБ и DSM (например, депрессивное расстройство, шизофрения).
3) За пределами внутриличностной системы индивида лежат межличностные
(интерперсональные) системы, то есть системы, объединяющие две или более личностей (пара, семья,
школа, производственная организация, община и т. д.); расстройства можно исследовать и в этой
плоскости. Эта сфера тесно связана с уже существующими отраслями психологии (педагогическая
психология, психология труда и организационная психология), поэтому в клинической психологии они
часто вообще не обсуждаются или затрагиваются лишь вскользь.
Объединив общие и частные аспекты расстройств, мы получим двухмерную матрицу
клинической психологии (рис. 1.2). Ориентируясь на расстройства в целом, мы выбираем общий угол
зрения, но не отрицаем при этом дифференциальных различий (для отдельных функций и т. д.). Здесь
надо отметить, что в одних тематических разделах (этика, теория науки, понятия болезни)
дифференциальные аспекты представлены меньше, в других (классификация, диагностика,
эпидемиология, этиология, интервенция) больше. И напротив, при рассмотрении отдельных видов
расстройств мы применяем к какому-то конкретному расстройству общие аспекты: например,
занимаясь тревожными расстройствами, мы обсуждаем их классификацию, диагностику,
эпидемиологию, этиологию/анализ условий возникновения и интервенцию.
Частные аспекты
Внутриличностные
нарушенная функция
нарушенный паттерн функцио
Общие аспекты
научение
...
...
Основные понятия
(определения, история и т. д.)
Здоровье/болезнь
Теория науки
Этика
Классификация
Диагностика
|