всегда есть возможность, что обобщенные результаты тестовой фазы (метаанализ, каталоги критериев,
рекомендации по лечению) могут быть модифицированы на основании подтверждения практикой.
Понятие гарантия качества или управление качеством,
введенное в последние годы в
здравоохранении, означает общее понятие для контроля практикой; это понятие значимо и для
клинической психологии/психотерапии. Его основные элементы это качество структуры (общие
условия интервенции), качество процесса (качество внедрения результатов исследования в
повседневную жизнь клиники) и качество результата (в какой мере совпадают цель лечения и результат
лечения). Аспекты гарантии качества, имеющие значение для клинико-психологической интервенции,
подробно излагаются в главе 19.
Существует множество предложений по гарантии качества в том, что касается структуры и
результата; если же говорить о внедрении клинико-психологической интервенции или психотерапии в
практику, то и по сей день это делается бессистемно. Понятие контролируемой практики (Petermann,
1996b) означает, что практикующий специалист оценивает свои клинические действия, ориентируясь на
конкретный случай; такой подход помогает оптимизировать практику и тем самым вносит свой
существенный вклад в гарантию качества. При оценке терапевтических действий по возможности точно
регистрируются этапы интервенции и соответствующие изменения у пациента, и на этом основании
делается оценка интервенции. В качестве вспомогательных средств используются среди прочего
стандартизированные методы обследования, соотнесение с данными документации, а также
систематическое сопоставление документированных данных о течении терапии у нескольких
пациентов.
В гарантии качества документация интервенций обладает особенной ценностью. Бауманн и
Улейн (Baumann & Uhlein, 1994) составили основные положения, важные в отношении документации,
подчеркнув в первую очередь следующее.
-
Документация необходима по правовым, этическим, профессиональным и научным причинам.
-
Требование адекватно учитывать правовые условия (врачебная тайна, защита данных, право
пациента на осведомленность).
-
Документация должна вестись мультимодально, лучше по общепризнанной системе, в
соответствии с текущей работой.
-
Содержание документации должно быть комплексным (см. табл. 20.6).
Таблица 20.6. План составления документации амбулаторной психотерапии (по Laireiter,
Lettner & Baumann, 1996, S. 318)
(1) Данные в начале терапии
(1.1) Данные о пациенте (личные данные, например дата рождения, адрес)
(1.2) Данные анамнеза, включая актуальную ситуацию
- Биографический анамнез (социализация: например, данные о родителях, братьях и сестрах,
жизненных событиях в юности)
- Социальный анамнез (например, партнеры, собственные дети)
- Профессиональный анамнез (например, посещение школы, образование, профессиональное
положение)
- Анамнез расстройства (актуального расстройства и других расстройств/болезней, включая
соматические болезни; расстройства/болезни в семье).
(1.3) Данные по актуальному расстройству (например, диагноз, симптоматика, проблемные
области, психическое состояние, личность; ненарушенные сферы)
(1.4) Данные о психотерапевте
(1.5) Планирование терапии и цели терапии (например, показания/прогноз, цели
пациента/психотерапевта, информированное согласие)
(2) Данные по течению терапии, процессу терапии
(2.1) Данные об отдельных сеансах (в том числе формальные аспекты; интервенции; содержания;
домашние задания; оценка качества, отношений, течения со стороны психотерапевта/пациента)
(2.2) Изменения расстройства, течение расстройства
(2.3) Происходящие между сеансами события (например, смена места работы)
(3) Данные в конце терапии
(3.1) Данные о расстройстве (так же подробно, как в начале терапии)
(3.2) Оценка результата (измерения изменений; достижение цели; оценка успеха
психотерапевтом/ пациентом и т. д.)
|