интерпретации переноса. Психоанализ означает анализ сопротивления, т. е. анализ той силы, которая
противостоит вспоминанию и стремится поддержать вытеснение. Спейсмен (Speisman, 1959)
показывает в своем количественном исследовании, что интерпретации систематически оказывают
эффект на ответы пациента, и наиболее благоприятный терапевтический эффект оставляют после себя
интерпретации средней глубины (в пересчете на угрожающие аффекты и импульсы). В более позднем
исследовании Критс-Кристоф и др. (Crits-Christoph et al., 1988) смогли обосновать постоянно
отмечаемую в современном исследовании психотерапии связь между точностью и качеством
интерпретации, с одной стороны, и успехом лечения с другой. Чем точнее аналитик при
интерпретации придерживался темы центрального конфликта отношений какой-то установленной до
начала терапии главной проблемы пациента (называемой также фокусом), тем более высокой была
степень успеха динамической психотерапии, ограниченной по времени, по оценке независимых
экспертов. Под динамической психотерапией подразумевается ограниченный по времени метод
аналитической психотерапии, предложенный Люборски и его сотрудниками и более всего
соответствующий, пожалуй, вышеупомянутой глубиннопсихологической психотерапии. Кроме того,
авторы доказали уже упоминавшуюся связь между качеством терапевтических отношений и
терапевтическим успехом, причем качество интерпретации явно не имеет отношения к качеству
терапевтических отношений, а стало быть, по мнению авторов, речь идет о каком-то специфическом
факторе психотерапевтического процесса, позволяющем прогнозировать терапевтический успех.
Бехманн и Майер (Bechmann & Meyer, 1989) сравнили терапевтический процесс в
психоаналитической краткосрочной терапии с таковым же в клиенто-центрированной психотерапии,
оценив с помощью методов содержательного анализа записанный на магнитофонную пленку диалог
между психотерапевтом и пациентом: «Терапевтические отношения в клиенто-центрированной
психотерапии вербализируются реже и не так многообразно, как в психоаналитической краткосрочной
терапии. Это касается не только вербализации переноса и сопротивления, но и прочих аспектов терапии
и ее участников». Малан (Malan, 1976) сообщает, что при успешном лечении интерпретация переноса
имела место в начале аналитической краткосрочной терапии и что интерпретации в терапии давали
пациенту возможность получить новый эмоциональный опыт.
Уже на заре психоанализа Фрейд обнаружил, что мало информировать пациента о вытесненном,
потому что тут же поднимается сопротивление, чтобы не дать осознать вытесненное, а особенно вновь
пережить его. По этой причине психоаналитическая техника ставит на первый план анализ, а значит, и
интерпретацию сопротивлений, к которым бессознательно прибегает пациент, чтобы болезненные,
постыдные или угрожающие переживания оставались в бессознательном. В процессе того, как
бессознательное становится сознательным, психические содержания нередко приобретают иное
значение: таким образом пациент может проникнуть в неосознанные им прежде значения более ранних
конфликтов, переживаний, чувств. Если на заре психоанализа в качестве типичного инсайта еще
рассматривалось «Ага»-переживание, то сегодня под этим понимают скорее трудоемкий
познавательный процесс, при котором интегрируются феномены переживания и интеллекта, причем со
всеми заключенными в них противоречиями и конфликтностью. В этом отношении инсайт в
психоаналитическом процессе означает нечто иное, нежели когнитивное осознание новых
функциональных связей.
Однако инсайт, как правило, ни в коей мере не приводит к изменениям в переживании и
поведении. Для изменений скорее требуется неоднократная, трудоемкая и часто длительная проработка,
только тогда инсайт становится действенным. Таким образом, проработку можно понимать как процесс
научения, при котором изменения подкрепления лишь спустя некоторое время приводят к модификации
поведения. В соответствии с этим аналитическая проработка имеет место не только внутри, но и вне
терапевтической ситуации. В контексте когнитивной теории научения проработку можно описать, с
оговорками, как когнитивное переструктурирование в смысле повышения когнитивной
структурированности, правда, акцент при этом делается на изменении аффектов и интеракций. Кроме
того, проработка (или уже инсайт) устраняет когнитивные неконгруэнтности и способствует
когнитивным инновациям.
Не только в отношении изменения поведения, но и для поддержания симптомов, жалоб и т. д.
можно связать психоаналитические конструкты с конструктами теории научения; впервые это
предложили Доллард и Миллер (Dollard & Miller, 1950). Они предприняли многообещающую попытку
переформулировать психоаналитическую теорию в терминах теории социального научения и
приблизительно обосновать эту технику с точки зрения теории научения, заново переосмыслив
клинически и эмпирически подтвержденную сущность психоаналитической терапии. Последствия этой
|