Представленные здесь техники интервенции применяются только при строго определенных
условиях, при других же условиях они несообразны или непродуктивны например конфронтация
клиента, который как раз «проходит» экспликацию или фокусировку.
Хотя в разговорной психотерапии для интервенций, ориентированных на задачи, мы еще не
имеем твердой систематики, тем не менее их можно различать по плоскостям переработки (ср. также
Sachse, 1996): В содержательной плоскости обговариваются конкретные темы, проблемы и попытки
решений клиента. В психической плоскости переработки обсуждаются когнитивные, аффективные и
поведенческие формы переработки, к которым прибегает пациент, желая разобраться со своими
проблемами (например, избегание). В плоскости отношений перерабатываются паттерны
взаимодействий клиента в сформированных терапевтических отношениях; в отличие от тех общих
отношений, которые предлагает клиенту психотерапевт, здесь они в явной форме становятся предметом
терапевтической беседы.
Плоскости характеризуются специфическими терапевтическими целями (процессуальными
целями) и интервенциями и имеют иерархическую структуру. Конструктивный терапевтический
процесс в содержательной плоскости предполагает, что у клиента преобладают функциональные формы
переработки; для терапевтического успеха в плоскости переработки необходимы функционально
сформированные отношения между клиентом и психотерапевтом.
Различные расстройства и исходные признаки клиента обусловливают и то, что центр тяжести в
терапевтической работе может переноситься из одной плоскости в другую: так, тревожные
расстройства и депрессии лечатся в основном в содержательной плоскости, психосоматические
расстройства в плоскости переработки, а личностные расстройства в плоскости отношений. Само
собой разумеется, что в ходе терапии, да и на отдельных этапах терапии, плоскости работы могут
меняться.
Как уже было сказано, интервенции, ориентированные на задачи, в разговорной психотерапии
могут иногда комбинироваться с техниками других терапевтических подходов, например с
упражнениями для когнитивного переструктурирования, упражнениями на воображение, домашними
заданиями, ролевыми играми, гештальт-техниками, элементами психодрамы, физическими
упражнениями и т. д., вплоть до привлечения к терапии кого-то из членов семьи или партнера пациента.
Комбинации разговорных, гештальтистских психотерапевтических и «marker-guided»-интервенций
(Rice & Greenberg, 1990), в частности, были с успехом применены при лечении депрессивных
расстройств (Elliott et al., 1990).
3.3. Внешние признаки разговорной психотерапии
К внешним признакам разговорной психотерапии принадлежит терапевтическая ситуация
(Setting): например, при беседе психотерапевт и клиент должны сидеть таким образом, чтобы
чувствовать себя равноправными, частота и длительность контактов (в среднем один сеанс в неделю,
примерно 45 мин) или регулярная запись на магнитофон с согласия клиента. В одном недавнем
репрезентативном исследовании (Eckert & Wuchner, 1994) длительность терапии составила в среднем
69 сеансов в течение двух лет. Размах вариации здесь оказался довольно велик и зависел среди прочего
от вида расстройства.
4. Плоскости интервенции и сфера их применения
До сих пор мы описывали концепцию интервенции разговорной психотерапии в контексте
терапевтической диады,
т. е. отношений между клиентом и психотерапевтом. Теперь кратко
представим другие плоскости интервенции и сферы применения, в которых компоненты интервенции
разговорной терапии используются в первоначальной или измененной форме.
4.1. Разговорная психотерапия в группах
Начало применению разговорно-терапевтических принципов в группах было положено
многолетней работой Роджерса с Encounter-группами,
где в центре внимания находится «встреча»
(Rogers, 1970). При работе с группой вместо понятия «клиенто-центрированный» предпочтительнее
использовать название «личностно-центрированный», так как этот подход задуман не только для лиц с
острыми психологическими проблемами. Личностно-центрированная разговорная группа базируется на
|