том, что благоприятные условия беседы с отдельным человеком распространяются на группу. Позиция
помогающего («фасилитатора») в группе практически полностью соответствует позиции
психотерапевта в индивидуальной беседе (например, Tausch & Tausch, 1990). Здесь в качестве факторов
воздействия конструктивных изменений тоже существенны три базисные переменные: понимание за
счет вчувствования, принятие и подлинность помогающего. К этому прибавляются интеракции и
коммуникация членов группы друг с другом, которые представляют собой частично спонтанную и
заученную по модели помогающего реализацию личностно-центрированной позиции, частично
сообщение собственного опыта позитивных и негативных чувств, представлений и установок. Входя в
положение друг друга, члены группы способствуют самоэксплорации и помогают разрушить
неконгруэнтность между самовосприятием и сторонним восприятием.
Группы могут различаться по составу участников и по целевой установке. В клинической сфере
разговорно-терапевтический подход применяется как в амбулаторных, так и в стационарных группах,
состоящих из невротических, психиатрических, психосоматических пациентов или пациентов,
страдающих хроническими соматическими заболеваниями. Наряду с этим групповой метод может
использоваться и для содействия посредством «встречи» раскрытию личностного потенциала и
дальнейшему развитию, для улучшения социального климата, солидарности и сотрудничества, для
оказания помощи в организациях или в школьной и социально-педагогической сферах.
Группы различаются также по частоте и длительности групповой беседы и по своей величине. У
стационарных групп предпочтительнее проводить еженедельные сеансы по 90 минут, в амбулаторных
условиях сеансы обычно более длинные и более редкие. Один из вариантов блок-семинар от двух до
трех дней (в выходные) вначале и несколько дополнительных многочасовых встреч с промежутком в 14
дней (ср. исследование Pomrehn, Tausch & Tonnies, 1986, в разделе Эффективность).
Нижняя граница числа участников в группах около пяти, верхняя граница примерно 10
человек. Если участники группы не имеют каких-либо расстройств, то чаще всего число их около 10
15, однако верхняя граница открыта. Обычно личностно-центрированный психотерапевт работает в
группах не один, а с «ко-терапевтом».
В области психиатрии проводились эмпирические исследования, посвященные работе с
группами, в частности с пациентами с пограничными состояниями (сравнение с психоневротическими
пациентами см. также Eckert & Biermann-Ratjen, 1986) и психоневротическими пациентами, и довольно
отчетливо подтвердившие общую эффективность групповой терапии (см. раздел 5). О применении
разговорной терапии в психиатрии ср. также Bommert, 1986.
Исследования, в которых сравниваются терапевтические эффекты разговорной психотерапии в
группах с другими формами групповой терапии, прежде всего проводились для психиатрии (например,
Eckert, Biermann, Tonnies & Wagner, 1981). Различия в действии личностно-центрированной и
психоаналитической групповой терапии Эккерт и Бирманн-Ратьен (Eckert & Biermann-Ratjen, 1985)
обобщают следующим образом: пациенты, прошедшие аналитическое лечение, приобретают в
основном автономию, самостоятельность и стойкость в трудных жизненных ситуациях; у тех же, кто
прошел курс разговорной терапии, появляется больше самоуважения, способность к более прочным
отношениям и сотрудничеству. Судя по результатам 9-месячного катамнестического исследования, в
плоскости симптомов улучшения более выражены при разговорной психотерапии.
4.2. Разговорная психотерапия в организациях и учреждениях
Принципы встреч и отношений, оказывающих помощь, использовались в том числе и в группах
самопомощи, у пожилых людей (например, Radebold, 1983), а также для улучшения отношений между
людьми в организациях и учреждениях, например между заключенными и судьями (например, Tausch,
Schiefelbein, Schwab & Dossmann, 1975). Базовую концепцию разговорной психотерапии используют и в
педагогической психологии, например, для оказания положительного воздействия на поведение
учителей, что может хорошо отразиться на эмоциональном состоянии и успеваемости учеников (Hoder,
Tausch & Weber, 1979). Разговорно-терапевтические подходы применяются также в системах:
в
супружеской (например, Auckenthaler, 1983) и семейной терапии (например, Heekerens, 1985), в
производственных организациях (например, Seewald, 1988).
Что касается применения клиенто-центрированных принципов в сфере воспитания, то здесь
огромное значение приобрел родительский тренинг по Гордону (Gordon, 1970). Помимо многого
другого, родители развивают навыки ведения беседы с ребенком, что является одной из главных
переменных благоприятного поведения родителей (например, Perrez, Minsel & Wimmer, 1985). При
|