находятся в тесном взаимодействии (см. Karoly, 1995).
К самоконтролю в более узком смысле этого слова можно отнести следующие методы:
а) Методы самонаблюдения, служащие чаще всего первой ступенью в процессе изменений.
б) Методы контроля стимула. Здесь индивид во многом сам управляет собственным поведением
за счет того, что благодаря специальной организации физического или социального окружения
становится более вероятным или невероятным соответствующее целевое поведение.
в)
Методы контроля последствий.
Индивид в принципе самостоятельно может управлять
вероятностью наступления собственного поведения путем самоподкрепления, самонаказания или
заключения специальных контрактов.
Различные методы самоконтроля твердо заняли свое место в составе поведенческих методов. Это
признается даже ввиду того факта, что уверенно сравнивать их эффективность можно только с большим
трудом, так как отдельные стратегии едва ли четко разделимы. Отдельные подходы обладают большой
значимостью в нескольких отношениях:
-
подходы, основанные на самоконтроле, решающим образом способствуют прозрачности
терапевтических действий;
-
подходы, основанные на самоконтроле, можно привлекать к интервенции при проблемах очень
личной (интимной) природы;
-
подходы, основанные на самоконтроле, могут быть продуктивными методами в сфере, с одной
стороны, первичной профилактики, и с другой профилактики рецидивов;
-
стратегии самоконтроля могут применяться самим клиентом в естественных ситуациях и тем
самым способствовать эффективности терапевтических методов, а значит, приносить пользу и
пациентам, и обществу.
2.4.2. Когнитивная терапия А. Т. Бека
По мнению Бека (Beck, 1976), причину депрессивных расстройств в первую очередь следует
видеть в нарушении паттерна когнитивной переработки. Депрессивный человек неверно
перерабатывает важный опыт: все определяется тем, что он узнает о самом себе, своем окружении и
своем будущем (соответствует когнитивной триаде, ср. Hollon & Beck, 1979). Различные ошибки
мышления Бек (1976; ср. Beck, 1979) относит также к различным категориям (например, избирательная
абстракция, произвольные умозаключения, чрезмерные обобщения и т. д.). Бек (Beck, 1976) тем не
менее отмечает, что диагностика проблемного паттерна мышления у пациента может происходить
только на основе индивидуального анализа.
Интервенция применяется в нескольких плоскостях,
что имеет целью наглядно
продемонстрировать пациенту ошибки в его восприятии и соответственно ошибочные заключения, с
тем чтобы он изменил их; таким образом, анализ и идентификация проблемного паттерна мышления
это только один шаг на пути к более реалистичному взгляду пациента на мир. Для убеждения пациента
Бек обращается также к конкретному опыту, без чего вряд ли удалось бы когнитивное
переструктурирование (например, поручение справиться с небольшими задачами, благодаря чему
пациент приобретает опять-таки конкретный опыт, что он в состоянии сформировать и изменить свой
окружающий мир).
В прошлое десятилетие подход Бека вызвал множество эмпирических исследований, которые
принципиально подчеркивают его пригодность (ср. Rush, Beck, Kovacs & Hollon, 1977; Niebel, 1984;
Beck, Freeman & Associates, 1993; Beck, Rush, Shaw & Emery, 1993; Hautzinger, Stark & Treiber, 1992).
Представители когнитивной терапии по Беку продолжают пропагандировать структурированное
применение этого подхода при психических расстройствах помимо депрессивной проблематики (см.
Beck, Emery & Greenberg, 1985). Специальное применение когнитивной терапии показано при
личностных расстройствах, которым в последние годы уделяется много внимания (см. Beck, Freeman &
Associates, 1993; Fiedler, 1995; Schmitz, Fydrich & Limbacher, 1996). Здесь речь идет не столько об
изменении конкретных способов поведения, сколько о модификации основополагающего паттерна
мышления и интеракции.
2.4.3. Рационально-эмотивная терапия А. Эллиса
Подобно Беку, Эллис (Ellis, 1962) пришел к своей рационально-эмотивной терапии из-за
неудовлетворенности психоаналитическими моделями в лечении эмоциональных проблем. Согласно
|