главному постулату Эллиса, эмоциональные или поведенческие последствия (= C, последствия,
проблемы) мы имеем в основном не по вине конкретных событий (A = activating events); гораздо больше
ответственна за это система «Belief» (= B), т. е. убеждений, определяющих наше мышление и наши
действия (см. Ellis & Harper, 1976; Ellis & Grieger, 1979; Dryden & Hill, 1993; Dryden, 1995). Эллис (Ellis,
1984) пытался идентифицировать в системе убеждений целый ряд ошибок мышления; правда, перечень
возможных иррациональных убеждений он считает в принципе безграничным. В терапевтическом
отношении задача психотерапевта обратить внимание клиента на эту иррациональность паттерна
мышления посредством рациональной дискуссии и таким образом помочь ему изменить его
проблематику. Эмпирические исследования эффективности рационально-эмотивной терапии привели к
очень многообещающим результатам в отношении многих расстройств (см. Kessler & Hoellen, 1982;
Kendall, 1984; Kendall, Haaga, Ellis, Bernard, DiGiuseppe & Kassinove, 1995). Правда, основные
теоретические постулаты Эллиса с разных сторон подвергались серьезной критике; это прежде всего
касается понятия рациональности, а также предложенной Эллисом директивной индоктринации (ср.
здесь также дискуссию у Haaga & Davison, 1986).
2.4.4. Тренинг решения проблем
Тренингами решения проблем для психических расстройств больше всего занимались Д'Зурилла
и Голдфрид (D'Zurilla & Goldfried, 1971) и Д'Зурилла и Незу (D'Zurilla & Nezu, 1982). В этом подходе
апеллируют к тому факту, что пациенты с психическими нарушениями обнаруживают меньшую
способность к решению когнитивных и межличностных проблем. При этом было естественным
обратиться к рассуждениям, известным из общей и когнитивной психологии (например, Newell &
Simon, 1972), где много исследовались частные компоненты эффективного решения проблем. Тренинг
отдельных этапов разрешения проблем (1) общая ориентация, (2) описание проблемы, (3)
выдвижение альтернатив, (4) принятие решения, (5) оценка должен не только помочь клиенту
выработать или изменить отдельные способы поведения, но и научить его различным стратегиям,
которые были бы применимы для решения широкой сферы проблем.
Между тем модели решения проблем и как частные компоненты терапевтической программы,
и в виде некой метамодели терапевтического процесса относятся к стандартному репертуару
действий в поведенческой терапии (ср. здесь Kanfer & Busemeyer, 1982; Schmelzer, 1983). Правда,
правомерность перенесения модели решения проблем на эмоциональные и психические проблемы тоже
подвергается критике в том смысле, что психические расстройства как раз нельзя анализировать так же,
как академические проблемы. Тренинг решения проблем применяется разнопланово: и как составная
часть терапии при различных расстройствах, и специально при межличностных проблемах
(делинквентности, социальной неуверенности, а также при зависимостях, см. Shure & Spivack, 1978). В
этом смысле оценка тренинга решения проблем доказала его высокую эффективность (см. D'Zurilla,
1988; Nezu & Nezu, 1989).
2.4.5. Тренинг самоинструктирования и прививки против стресса
Оба метода были разработаны Д. Мейхенбаумом в начале 70-х гг. (ср. Meichenbaum & Goodman,
1971; Meichenbaum, 1977). В тренинге самоинструктирования функцию контроля над действиями
индивида перенимает (постепенно) язык. Мейхенбаум здесь обращается к психологии развития,
согласно которой язык у маленьких детей обладает функцией управления поведением. В ходе развития
это самоинструктирование интернализуется и начинает «скрыто» управлять поведением. В
терапевтическом плане эти рассуждения используются в той мере, насколько к языку обращаются как к
поддерживающему элементу при выполнении сложных задач (пример: Stop-Think-Go-техника у
импульсивных детей, ср. Camp & Bash, 1981).
Тренинг самоинструктирования создает у пациента чувство личного контроля, что крайне важно
в проблемных ситуациях: через свой собственный язык («внутренний монолог») клиент приобретает
некоторый контроль над различными способами поведения и ситуациями (см. здесь также данные
исследования атрибуции, ср. Forsterling, 1986).
Тренинг прививки против стресса (Meichenbaum, 1985) это одна из терапевтических стратегий
для преодоления неприятных стрессовых ситуаций. Мейхенбаум обращается здесь к так называемой
двухфакторной теории эмоций Шахтера (Schachter & Singer, 1962), согласно которой у эмоций можно
выделить, во-первых, компонент неспецифического физиологического возбуждения, а во-вторых,
|