Hahlweg & Markman, 1988; Jacobson et al., 1984). В целом супружеская терапия представляется
прогностически наиболее благоприятной у более молодых пар, которые эмоционально более близки,
имеют более гибкие представления о ролях и не обнаруживают слишком отягощающих нарушений
(Jacobson & Addis, 1993). Поскольку продолжительность супружеской терапии относительно коротка
в среднем 10-15 сеансов, рентабельность затратпользы можно оценить позитивно (ср. Pinsof &
Wynne, 1995). Супружеская терапия показана при клинических расстройствах, если установлена связь
между расстройством и партнерством и вовлечение партнера в терапевтический процесс расценивается
как благоприятное. При клинических синдромах (например, аффективных расстройствах) супружеская
терапия оказалась более эффективной, чем индивидуальная терапия, только в тех случаях, когда
дополнительно имелись супружеские проблемы.
2.7. Объяснение эффективности супружеской терапии
Техники, имеющие поведенческую ориентацию (поведенческий обмен, коммуникативный
тренинг, тренинг решения проблем и т. д.), нацелены на то, чтобы разорвать негативную
интеракционную спираль, реактивировать ресурсы отношений и сформировать специфические навыки
и умения в отношениях (адекватная коммуникация, реципрокное подкрепление и т. д.). Воздействие
поведенческого обмена основано помимо прочего на принципе измененного фокуса (направление
внимания на позитивность и ресурсы, а не на негативность, ошибки партнера и недостатки),
позитивных взаимоотношений и двустороннего оперантного подкрепления, на формировании ожидания
эффективности (партнеры могут взаимно подкреплять позитивное отношение друг к другу и
самостоятельно влиять на партнерские отношения), на дискриминативном научении (партнеры
открывают друг в друге новые стороны, которые выпадали из поля зрения вследствие актуально
возникшего негативного восприятия) и на принципе контробусловливания (партнер, если он
ассоциируется с позитивным подкреплением (классическое обусловливание), вновь воспринимается как
приятный, благодаря чему возникают и укрепляются чувства расположения и любви) и т. д. При
успешном ходе поведенческого обмена возникает новый взгляд на отношения, укрепляется интимность
и развивается позитивная спираль подкрепляющих стимулов.
При проведении ролевых игр в рамках коммуникативных тренингов и тренингов решения
проблем, благодаря систематическому образу действий и инструктированию психотерапевта
приобретается новый позитивный опыт коммуникации, и этим обеспечивается обоюдное оперантное
кондиционирование. Посредством научения по моделям и тренировки в ролевой игре или техникой
shaping (формирование поведения путем избирательного подкрепления партнера со стороны
психотерапевта) и прямым оперантным подкреплением (похвала, подтверждение) психотерапевт
помогает партнерам выявить проблемные аспекты актуального коммуникативного стиля (с помощью
видеоанализа, тренировки в конфронтации, направленного раскрытия), изменить их и заменить на
функциональные способы поведения (правила коммуникации). В то же самое время
структурированность и поэтапная организация коммуникативного тренинга и тренинга решения
проблем позволяет приобрести позитивный опыт и пережить самоэффективность и возможности
контроля. В тренинге решения проблем необходима совместная переработка проблемы, что к тому же
способствует усилению «чувства Мы» у пары благодаря совместной выработке решений и формирует
лучшее ожидание самоэффективности и структурирование проблемы у партнеров.
Способом воздействия когнитивного переструктурирования является дискриминативное
научение, переучивание дисфункциональных когниций и схем, а также научение осознанию
собственного функционирования и функционирования партнера. Изменение оценки ситуации и
автоматизированных интерпретаций оказывает позитивный эффект на поведение и партнерские
отношения. В рамках работы по взаимному принятию большую роль играет в числе прочего
экстернализация конфликта, благодаря этому партнеры приобретают новое свободное пространство,
имеют общего противника и в результате находят новые точки соприкосновения, а благодаря
совместной переработке проблемы новую эмоциональную близость и единство (солидаризация).
Одновременно можно способствовать конструктивному совладанию с проблемой, убирая или снижая
«давление» изменений, и повысить мотивацию к улучшению партнерства, если оба партнера
принимают способы поведения друг друга.
3. Профилактически ориентированные интервенции у пар
|