Navigation bar
  Print document Start Previous page
 45 of 947 
Next page End  

отклонений к какому-то типичному дефекту или болезни было отвергнуто и Айзенком (Eysenck &
Rachman, 1967, S. 20): «Нет невроза, лежащего в основе симптома, а есть только сам симптом».
Причины и поддерживающие условия симптомов или отклонений поведения следует искать в
конкретных обстоятельствах конкретного же случая (Schulte, 1996).
Между тем для анализа психических расстройств применялась не только психология научения,
но и весь спектр фундаментального психологического исследования, что показывает этот учебник. В
соответствии с этим развивались также новые терапевтические методы, в первую очередь направленные
на изменение когниций и процесса когнитивной переработки. Всем этим подходам свойственно то, что
предметом анализа (и соответственно терапии) являются, как правило, не нозологические единицы сами
по себе, а отдельные функции и структуры, регулирующие поведение и перерабатывающие
информацию. Не человек является больным, а конкретный тип поведения и конкретные психические
функции обнаруживают экстремальные отклонения, которые в данном случае расцениваются
обществом и самой личностью как анормальные и нуждающиеся в изменении.
5.4. Социально-научные концепции расстройств
В социальных науках, прежде всего в исследовании отклонений, развивались альтернативные
точки зрения на психические расстройства, и вместе с критикой условий психиатрического
обслуживания в 1970-е гг. это привело к радикальному отходу от психиатрии и отказу от ее концепции
болезни. Общее в этих подходах — акцентирование социальных переменных в возникновении и
поддержании психических расстройств.
По Labeling-теории,
навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к
возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального
окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство
— порой малозначительное отклонение от общего правила — превращается в настоящее расстройство,
потому что человек принимает навязанную ему роль отклоняющегося, роль больного и чувствует себя
(и ведет себя) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в
этой роли (Scheff, 1972; Keupp, 1979). Таким образом, получается, что роль больного существует без
какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли
больного.
Психиатр Томас Сас (Szasz, 1960) тоже считает, что определение человека как «психически
больного» — это не описание какого-то наблюдающегося в данный момент состояния, а приписывание
диагноза и тем самым — роли больного. Концепцию психических расстройств (и в первую очередь
шизофрении) как болезни он называет мифом, аналогией, для которых нет никаких доказательств. Сас
видит в шизофрении социально неадекватное поведение, являющееся следствием нарушенной
социализации в семье. Эту позицию разделяют и другие представители так называемой антипсихиатрии
(Bopp, 1980). Правда, в качестве главного условия, ответственного за возникновение психотического
поведения, не обязательно рассматривается только семья, но и общество в целом. Таким образом,
центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие
чего модель болезни утрачивает свое значение.
Мнение, что социальные условия являются не только причинами индивидуальных расстройств,
но сами представляют собой истинное расстройство, высказывалось представителями семейной терапии
(ср. Hoffmann, 1982) и приверженцами других межличностных моделей (Sullivan, 1953; Kiesler, 1982).
Нарушение заключается в социальной системе (семье), в интеракции, коммуникации и отношениях
членов системы между собой. Отклонения у отдельных лиц — только следствие или выражение этого
социального, не индивидуального «базисного нарушения».
5.5. Гуманистические концепции расстройства
Представители так называемой гуманистической психологии не столько искали альтернативы к
концепции болезни, сколько игнорировали эту концепцию. Расстройства ничем не различаются между
собой ни в принципиальном их понимании, ни относительно условий возникновения, ни в отношении
терапии. Они даже считали, что здоровый и больной принципиально ничем не отличаются друг от
друга.
Основа этого подхода — образ человека в гуманистической психологии. К. Роджерс (Rogers,
1951, dt. 1973) говорит об основополагающем, непрерывном процессе становления и самоактуализации.
Hosted by uCoz