Триумфальное шествие естественных наук в XIX в., разумеется, поставило под сомнение такую
точку зрения. Психиатрия тоже все больше и больше примыкала к естественнонаучной медицине и
позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа это тоже болезни головного
мозга, такова примерно воинственная позиция Гризингера и других ведущих психиатров 2-й
половины XIX в.; а стало быть, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу.
Благодаря этой биомедицинской модели болезни ряд необъяснимых прежде состояний духа и души
действительно удалось свести к центральному органическому нарушению. Яркий пример этому
прогрессивный паралич, который впервые был отграничен как отдельная нозологическая единица в
1825 г. А. Л. Бейлем и в 1913 г. окончательно объяснен Ногучи и Муром как отдаленное последствие
сифилитической инфекции.
Однако биомедицинская позиция не полностью вытеснила другую точку зрения, согласно
которой болезни духа или психики все-таки существуют. Во-первых, вспомним Фрейда: в то самое
время, когда Крепелин в Мюнхене активно разрабатывал биомедицинскую модель, Фрейд в Вене
сформулировал новую модель для чисто психических болезней. Основная мысль в модели Фрейда
осталась та же: психические расстройства можно объяснить центральным дефектом, наличествующим в
самом индивиде. Но дефект этот лежит не в физической, а в психической сфере и вызван каким-то не
переработанным конфликтом. «В дополнение к уже известным вирусам, бактериям, генам,
рентгеновским лучам, ядам и т. д. психоанализ открыл еще одну причину: ставший бессознательным
конфликт» (Muck, 1974, S. 12).
Кроме психоанализа концепцию душевной болезни поддерживали и гуманитарно-
феноменологические направления психиатрии. Согласно этой концепции, «психическая болезнь»
означает болезненно измененную психику. Карл Ясперс (1883-1969) считал, что путь к пониманию этих
изменений лежит главным образом через сферу переживаний больного. На этом основании ничего
нельзя сказать о причинах и генезе психических болезней, высказывания могут относиться только к
психопатологии, то есть к описанию и классификации психических болезней (Degkwitz, Hoffmann &
Kindt, 1982). Поэтому диагностические единицы уже не являются, как у Крепелина, этиологически
обоснованными, для разграничения единиц используется первичное нарушение, первичный дефект,
который видят в психической сфере а именно дефект переживания, независимо от того, обусловлен он
психическими, социальными или соматическими причинами.
Между тем эта позиция была в широком объеме заимствована психиатрией. В соответствии с
этим по коду МКБ и DSM последствия неврологических заболеваний одновременно обозначаются как
психические болезни, а именно как органически обусловленные, или «симптоматические», психические
расстройства. Например, первичному органическому дефекту атрофии головного мозга
соответствует первичный психический дефект, скажем, деменция. Такое дублирование отчетливо
показывает то, что подразумевается под «душевной болезнью»: дефект в переживании.
5.3. Психологические концепции расстройства
Психологи предпочли иначе подойти к нарушенному и отклоняющемуся от нормы поведению и
переживанию и искали психологические причины. В США, начиная с рубежа веков, для исследований в
этом направлении укоренилось понятие abnormal psychology.
В немецкоязычных странах Гуго
Мюнстерберг (Munsterberg, 1912) предложил понятие «патопсихология». Главное его отличие от
психиатрического понятия «психопатология» заключается в том, что здесь предполагается континуум
между нормальными и патологическими психическими процессами. Психические расстройства
представляют собой лишь «ускорения или торможения нормального психического процесса»
(Munsterberg, 1912, S. 56); наличие дефекта не предполагается. Исходя из этой предпосылки в
патопсихологии вполне оправдано применение тех же методов исследования и постулируются
принципиально те же закономерности, что и в «нормальной», не исследующей расстройства
психологии.
После доминирования в течение нескольких десятилетий глубиннопсихологических подходов в
1950-е гг. эти принципы широко осуществились в клинической психологии. Сначала для объяснения и
лечения психических расстройств были привлечены методы и результаты фундаментальных
исследований психологии научения: возникла поведенческая терапия. Благодаря психологии научения
Скиннера появилось и иное понимание психических расстройств: отклонения поведения не являются
следствием дефекта в самой личности, они результат прямого воздействия неблагоприятных условий
окружающей среды, регулирующих поведение (Ullmann & Krasner, 1969). Сведение различных жалоб и
|