оказывается помощь в дошкольной и школьной интеграции (Markowetz, 1993). Согласно классификации
дискриминирующего поведения (Pettigrew, 1985), наряду с вербальными оскорблениями и физическими
нападениями одним из способов дискриминирующего поведения можно считать и избегание контактов.
2.4.2. Изменение установок по отношению к неполноценным людям
Прежде всего подчеркнем, что вопреки надеждам некоторых специалистов нельзя устранить
предубеждения и негативные установки по отношению к неполноценным людям путем детального
информирования населения (von Bracken, 1976), просветительные кампании почти не влияют в этом
отношении на изменение установок. Одно эмпирическое исследование показало, что широкие
просветительные кампании в «год неполноценных людей» не дали какого-либо эффекта примерно у
40% населения (IMW, 1982). С точки зрения социальной психологии можно назвать здесь некоторые
причины этого, правда, лишь кратко.
-
Прежние негативные установки стабилизируются избирательным восприятием.
-
Информация, возможно, вызывает страх, который может привести к защите и тем самым к еще
более высокой ригидности.
Также наивное предположение, что для ликвидации негативных установок по отношению к
неполноценным людям нужно установить контакт между ними и «нормальными» людьми, никак нельзя
поддержать. Конечно, как в случае информационной кампании, здесь можно сказать: без контакта и без
информации не может быть смены установок, но информация и контакт еще не достаточные условия
для общественной интеграции неполноценных людей. Подобно тому как это бывает при хорошо
задуманной попытке информирования, контакт между людьми с какой-либо недостаточностью и людей
без нее может оказаться бумерангом. Так, например, при увеличении числа контактов с детьми с
затруднениями в обучении нормальные дети стали избегать контактов с ними гораздо чаще (Kniel,
1979). Приведенная здесь общая картина не радует. Воодушевляет то, что некоторые американские
исследования приходят к позитивным результатам посредством дифференцированного способа
рассмотрения качественных условий контакта (ср. Sandler & Robinson, 1981).
Позитивной смены установки по отношению к неполноценным людям, скорее всего, можно
ожидать, если общественность начнет формировать их новый позитивный образ. Так, например, в 1996
г. впервые была проведена Олимпиада для неполноценных людей в тех же спортивных залах, что и
Олимпийские игры в Атланте. Соответствующие объединения впервые получили денежную помощь от
телевидения и спонсоров. Если готовность сменить установку налицо, то самый благоприятный путь
для изменения поведения видится в комбинации информирования и конкретного контакта с
неполноценными людьми.
Наконец нужно подчеркнуть, что все без исключения усилия по интеграции могут потерпеть
крах оттого, что интеграции противостоит структура общественных ценностей и норм. Пока для
«полноценных» членов общества в качестве нормы существуют идеалы достижений, экономического
роста, здоровья, красоты и т. д., люди с умственной и/или физической недостаточностью лишь с трудом
находят свое место, потому что они не могут выполнять многие из этих норм. Поэтому для всерьез
задуманной интеграции неполноценных лиц наряду с устранением барьеров мобильности для
физически и умственно неполноценных, наряду с улучшенным информированием и усилиями вступить
в контакт должны быть критически осмыслены и в данном случае изменены общественные идеалы.
Если не учитывать социокультурных аспектов проблемы интеграции, соответствующие усилия будут
напрасны.
3. Оценочное исследование в реабилитации
Под влиянием США в Германии оценочное исследование существует уже примерно 15 лет (ср.
Wittmann, 1985). Цель оценочного исследования способствовать принятию решений при
планировании и осуществлении проектов в сфере образования и здравоохранения.
Для сферы реабилитационной психологии оценка программ имеет большое значение. При этом
различают, во-первых, формативную и суммарную оценку, а во-вторых, внутреннюю и внешнюю.
При суммарной оценке проверяются уже завершенные проекты относительно их целевой установки и
эффективности, формативная же оценка проводится в ходе разработки и применения программы. При
внутренней оценке персонал учреждения самостоятельно проводит исследовательскую работу, при
внешней оценке существует независимость между исследовательским коллективом и персоналом
|