формулировании правил терапевтических действий в клинической психологии как технологии.
С научно-теоретической точки зрения классификация это стратегия для образования научных
понятий, в результате чего должна сложиться некая система классов, качественных, категориальных
понятий так называемая классификационная система. Отсюда идентифицировать,
то есть
подчинить какую-то единицу какому-то классу, означает установить, укладывается ли эта единица в
рамки соответствующего класса, или, как принято говорить в учении о понятиях, принадлежит ли она к
его экстенции. Основы, принципы, методы и правила классификации все это составляет предмет
таксономии (Janke, 1982).
При образовании категориального понятия (класса) прежде всего необходимо определить его
значение. Значение какого-то понятия (точнее, знака, стоящего за этим понятием) складывается из
объема понятия (экстенции)
и содержания понятия (интенции).
Экстенция это просто множество
единиц (например, ситуаций, способов поведения, психических расстройств, индивидов), входящих в
этот класс; интенция это множество атрибутов, которыми должна обладать некая единица, чтобы
принадлежать к данной экстенции. Все категориальные понятия, представляющие интерес в
клинической психологии, открыты в отношении их экстенции, так что их объем определяется
исключительно только через содержание понятий. При определении интенций можно, таким образом,
применять все методы, используемые при образовании научных понятий для установления или
уточнения значений понятий (Groeben & Westmeyer, 1981). Здесь мы ограничимся беглым
рассмотрением одного варианта, который лежит в основе самых известных систем классификации в
клинической психологии в основе подходов для подразделения психических расстройств и
известен из теории науки как экспликация.
Под экспликацией понимается процесс перехода заданного,
более или менее неточного понятия, экспликандума,
в точный концепт, экспликат.
Чтобы экспликат
можно было считать адекватным для данного экспликандума, он должен удовлетворять определенным
условиям: сходство с экспликандумом, точность, продуктивность и простота (Groeben & Westmeyer,
1981). Сходство с экспликандумом означает, что экспликат может быть применен в большинстве
случаев, в которых до сих пор использовался экспликандум, однако экспликат не обязательно должен
полностью покрывать сферу применения экспликандума. Условие точности означает, что в качестве
экспликатов допускаются только такие понятия, для употребления и применения которых существуют
точные правила и предписания. Продуктивность экспликата означает, что на его основе могут быть
сформулированы и подтверждены фактами общие высказывания, а также четко выявлены отношения,
которые нельзя увидеть, исходя из экспликандума. И наконец, простота касается определения понятия,
а также положений и правил, которые связывают это понятие с другими; это условие имеет
подчиненное значение. В клинической психологии, как правило, даются несколько экспликатов для
одного экспликандума, они конкурируют друг с другом и выявляют разные аспекты экспликандума.
Возьмем понятие психического расстройства. Совершенно очевидно, что это понятие
многозначное, неопределенное, неточное. Попытки классифицировать психические расстройства можно
понимать как попытки экспликации, в рамках которой проводится дифференциация и определение
значения этого понятия. Например, в DSM-IV понятие психического расстройства эксплицируется как
иерархическая структура категориальных понятий (см. главу 6). Рассмотрим небольшой сегмент этой
структуры. На самой верхней ступени располагается понятие психического расстройства, ступенью
ниже например, понятие расстройства личности, еще ниже понятие такого расстройства личности,
как навязчивое состояние. Интенсионально это категориальное понятие, в свою очередь, точно
определяется в DSM-IV так называемыми диагностическими критериями.
Благодаря такого рода
экспликации понятие психического расстройства переводится в какое-то точное понятие, если считать,
что все категориальные понятия, для которых в DSM-IV формулируются диагностические критерии,
это точные понятия. Это действительно так в том случае, когда точно определены абстракции, имеющие
место в самих диагностических критериях. В критериях DSM-IV это относится к абстракциям, которые
хотя и ближе к языку наблюдения, чем экспликандумы, но, говоря о них самих, нельзя обойтись без
диспозиционных понятий,
значение которых можно определить, только приводя конкретные примеры.
Так, в критериях таких расстройств личности, как навязчивые состояния, речь идет, в частности, о
чрезмерной добросовестности, перфекционизме, ригидности и упрямстве. В системе DSM-IV точных
правил употребления для этих понятий нет, поэтому условие «точность экспликата» выполняется не
лучшим образом. Сходство с экспликандумом задано. Простоту экспликата можно оценить лишь в
сравнении с другими результатами подобных попыток экспликации, например в МКБ-10. Решающее
значение имеет продуктивность экспликата. Это условие можно считать выполненным в том случае,
если, базируясь на классификационных понятиях DSM-IV,
удается сформулировать и подтвердить
|