Navigation bar
  Print document Start Previous page
 522 of 947 
Next page End  

с недостаточной концентрацией внимания или с избирательным вниманием, чем со снижением
мнемической функции. Второй аспект касается ошибок в процессе поиска или временной «блокировки»
сохраненной информации. Из повседневного опыта мы знаем, что какое-то имя может вылететь у нас из
головы, хотя спустя некоторое время мы вспомним его безо всяких усилий. В этом случае считается,
что к неудачной попытке вспомнить это имя привели ошибки в процессе поиска (ср. с феноменом
«вертится на языке», табл. 27.1.1, глава 27.1). Третий вариант значения забывания указывает на то, что
поступаемая информация превышает объем памяти: забывают потому, что за короткое время нужно
переработать слишком много информации. И наконец, четвертый вариант значения забывания
акцентирует внимание на очень медленной и постепенной потере информации, долгое время
сохраняемой в памяти. Например, если кого-нибудь спросят, что он (точно!) делал на прошлой неделе,
год назад и десять лет назад, то следует ожидать, что на первый вопрос человек ответит легко, на
второй, скорее всего, едва ли ответит, а на третий не сможет дать ответ вообще.
Сопоставление четырех вариантов значения очень ясно показывает, что забыванием называется
или потеря информации (варианты 3 и 4), или затруднение при нахождении или вызове сохраненной
информации (варианты 1 и 2). В то же время это сопоставление характеризует позиции двух больших
групп теорий, пытающихся объяснить феномен забывания: теории распада и теории интерференции (ср.
с обзором у Klimesch, 1994). Последователи теории распада исходят из того, что причиной забывания
является автономный и обусловленный временем процесс, который приводит ко все увеличивающейся
потере хранимой информации. Сторонники теории интерференции считают, что сохранение
информации затрудняется или парализуется процессами торможения. Процессы торможения могут
быть вызваны, например, про- и ретроактивной интерференцией между недавно приобретенными
содержаниями памяти, слишком долгим неиспользованием сохраненных кодов или воздействиями
контекста.
Хотя было проведено большое число соответствующих экспериментов, до сих пор невозможно
подтвердить какую-либо из этих двух теорий. Принципиальная дилемма, которая здесь обнаруживается,
касается гипотезы об окончательной потере информации, которую невозможно проверить
экспериментальным путем. Правда, есть достаточное количество примеров, демонстрирующих, что чем
больше проходит времени, тем больше информации забывается; но это никоим образом не
подтверждает теорию о постепенной и обусловленной временем потере информации — какой бы
убедительной она ни казалась. Всегда можно доказать, что забытую в результате ошибок в процессе
поиска информацию еще можно вспомнить некоторое время спустя. Очень хорошо аргументированные
и документально подкрепленные случаи гипермнезии подтверждают правомерность этого возражения
(ср. с обзором у Klimesch, 1994).
Интересное объяснение феномена забывания предлагают «сетевые теории», которые
постулируют сетевой формат кодирования. Если каждый код состоит из взаимосвязанных компонентов
и при этом считается, что эти компоненты в зависимости от степени их связанности подлежат
автономному, обусловленному временем распаду, то вполне вероятна гипотеза, утверждающая, что с
увеличением связанности этих компонентов будет уменьшаться тенденция к распаду. Так как степень
связанности отражает степень дифференцированности и интеграции репрезентации знания, это
означает, что дифференцированное и интегрированное знание особенно устойчиво по отношению к
забыванию. И напротив, слабодифференцированное или слабосвязанное знание распадается очень
быстро.
3. Причины нарушений памяти
Необходимо указать на то, что большинство психических расстройств сопровождается
нарушениями памяти (депрессия и шизофрения —
только наиболее известные примеры). Но это не
покажется удивительным, если подумать, что нет практически ни одного психического процесса в
состоянии сна или бодрствования, который не основывался бы в какой-то степени и на функциях
памяти. Как показывает схема на рис. 27.1.1 (см. главу 27), такой фундаментальный процесс, как
узнавание сенсорной информации невозможен без участия памяти. Подобным же образом с памятью
(посредством функции эпизодической или автобиографической памяти) неразрывно связаны внимание
и эмоции. Из этого становится ясно, что нарушения других психических функций (нарушения
внимания, нарушения в эмоциональной сфере или такие нарушения, какие, например, имеют место при
депрессии или шизофрении) должны оказывать непосредственное воздействие на память (ср.,
например, с табл. 27.2.1 в разделе 4).
Hosted by uCoz