Однако вопрос заключается не в том, в какой мере другие психические расстройства связаны с
более или менее специфическими нарушениями памяти. Скорее, речь идет о том, имеются ли
специфические причины для возникновения тех классических нарушений памяти, которые входят в
понятие «амнезия». Как мы еще будем иметь возможность убедиться, не только потеря информации, но
и процессы торможения обусловлены совсем иными факторами, чем в случае нормального забывания.
Для большей наглядности мы начнем с обсуждения одного показательного примера, типичного для
недегенеративных амнезий типа А.
3.1. Показательные случаи антероградной амнезии
Пациент Н. М., без сомнения, самый известный из всех больных, страдающих амнезией. Его
история болезни наглядно демонстрирует, насколько специфическими могут быть выпадения функций
при амнезии; само понятие «амнезия» (по Parkin, 1984) может быть определено следующим образом: а)
должен сохраняться преморбидный уровень интеллекта, б) не должна быть затронута кратковременная
память, с) должен доминировать антероградный аспект нарушения памяти, д) функция длительного
хранения информации возможна в первую очередь для не эпизодической информации. В соответствии с
этими критериями под амнезией следует понимать нарушение памяти, не связанное с диффузными
процессами распада, которые можно наблюдать прежде всего при различных формах деменции и
отчасти при тяжелых хронических отравлениях (например, при злоупотреблении алкоголем).
У пациента Н. М. для предотвращения дальнейших тяжелых эпилептических припадков были
удалены средние части височных долей мозга (с гиппокампальной формацией и миндалевидным ядром)
в обоих полушариях. Хотя непосредственно после операции эпилептические припадки уменьшились и
почти постоянно держался высокий IQ (до операции 104, после операции 118), однако была
диагностирована тяжелая форма антероградной амнезии (Scoville & Milner, 1957, ср. также
превосходный обзор в кн. Markowitsch & Pritzel, 1985). Объем кратковременной памяти в норме,
пациент мог свободно говорить и понимать предложения, но он был совершенно не в состоянии
запомнить информацию на более длительный срок. Так, например, он после шестимесячной
деятельности в реабилитационном центре не мог сказать, какую работу он ежедневно выполнял. И
результаты традиционных тестов памяти показали, что, очевидно, информация из кратковременной
памяти вообще не переводится в долговременную.
3.2. Значение эпизодической информации
В настоящее время специалисты исходят из гипотезы, что при амнезии в первую очередь
нарушается кодирование контекстуальной или эпизодической (или автобиографической) информации.
Эпизодическая и автобиографическая память синонимичные понятия, важность которых можно
объяснить на примере простого теста памяти,' где требуется запомнить ряд широко употребительных
слов. Значение этих слов известно испытуемым с самого раннего возраста, им не нужно учить эти слова
заново. Испытуемые должны запомнить, какие слова были предложены в контексте данного теста. Без
эксплицитного сохранения этой контекстуальной в широком смысле автобиографической
информации не могут быть выполнены ни тест на узнавание, ни тест на воспроизведение информации.
Если предположить, что любая сознательно воспринятая информация всегда узнается на фоне
автобиографической или контекстуальной в данный момент информации (ср. главу 27.1), то окажется,
что эпизодическая информация должна постоянно заново сохраняться и закрепляться. Подобной
необходимости не возникает при сохранении семантической информации. Самым важным ее признаком
является то, что она относится к не зависимой от контекста и времени информации. Она включает в
себя то, что мы называем нашим «знанием» (например, знание языка или математики).
3.3. Различие между вспоминанием (remembering) и знанием (knowing) и пример из истории
болезни пациента К. С.
Тульвинг указал на то, что различие между эпизодической и семантической памятью отражается
и в повседневном пользовании языком (например, Tulving, 1989). Хотя «вспоминание» и «знание»
могут употребляться как синонимы, обычно понятие «вспоминание» используется в эпизодическом, а
«знание», напротив, в семантическом контексте. Так, например, мы знаем, как можно решить
уравнение или как выглядит наша квартира, но мы не помним, когда мы решили это уравнение или
|