необходимость освоения обобщенных стратегий и метакогнитивных навыков, которые можно было бы
использовать в различных конкретных сферах жизни (например, в учебе в школе или социальном
поведении). Для этого применялись различные методы интервенции: а) демонстрация приемлемых
стратегий преодоления с использованием когнитивного моделирования, б) эти способы действий
постепенно с помощью тренинга самоинструктирования вводились в репертуар реакций клиентов, в)
использование различных видов заданий, составленных в соответствии с теорией переноса и
постепенно усложняющихся. При этом стратегически-метакогнитивные способы поведения должны
были тренироваться на различном учебном материале.
2) Вторая группа. В этом случае с детьми проводилась такая же программа вмешательства, но с
одним отличием: к занятиям привлекались их родители, с которыми дополнительно проводился тренинг
медиаторов, во время которого их обучали важнейшим принципам программы вмешательства по
отношению к их детям, давали практические рекомендации по методам активизации детей в обыденной
обстановке (например, помочь им определить, в чем состоит их проблема, наметить цели) и руководили
их первыми попытками самостоятельной апробации.
3)
Контрольная группа. Работа проводилась с аналогичным учебным материалом в небольших
группах, но без мероприятий по освоению стратегий и метакогниций. Родители и учителя считали эту
группу подвергшейся (неспецифическому) вмешательству.
Тренинг:
когнитивное моделирование, тренинг самоинструктирования и переработка
противоречивых требований, обсуждение.
-
Продолжительность: тренинг в группах по 2-4 ребенка, 8 еженедельных сеансов.
-
Методы исследования: сбор данных по самоанализу относительно решения проблем, связанных
с обучением в школе, метакогнитивное опосредование, перенос на различные с точки зрения тренинга
задания (интеллектуальный статус, оценка со стороны учителей и родителей, школьная успеваемость).
Количественные оценки проводились до и после тренинга, результаты соотносились с показателями
контрольной группы.
Результаты
Интервенция улучшает самоанализ процесса решения проблем, повышает интеллектуальный
статус и приводит к росту знаний в рамках школьной программы; классный руководитель отмечает у
детей большую аккуратность и рассудительность. При этом дети, прошедшие курс вмешательства,
показали заметно лучшие результаты, чем дети из контрольной группы (средний коэффициент
эффективности 1,3). Приобщение родителей сказалось в виде повышения эффективности
вмешательства на величину, в среднем равную 0,24, что в процентном соотношении соответствует
успеху тренинга в 16%. Программа вмешательства, очевидно, способна оказывать существенную
помощь школьникам с низкой успеваемостью.
---
-
Социальное научение. В случае детей или взрослых с умственной недостаточностью, аутизмом
или шизофренией стремятся прежде всего улучшить социальное научение с помощью оперантного
подкрепления или формирования имитационного поведения. В качестве примера можно привести
интенсивную терапию, проводимую с аутичными детьми (Lovaas, 1987; Lovaas & Smith, 1990), она
целенаправленно и широко использует оперантное подкрепление, чтобы улучшить социальную
реактивность аутичных детей. Подкрепление в основном обеспечивается через родителей, которые для
этого предварительно проходят инструктаж; для успешного вмешательства необходимо, чтобы на
занятия отводилось около 40 часов в неделю. При этом оперантное подкрепление целенаправленно
применяется, чтобы стимулировать социальное поведение (снижение агрессивности поступков,
готовность к совместным действиям, общение, установление контактов с окружающими, игры с
другими детьми). Эта форма интервенции привела к тому, что из 19 детей 12 достигли нормального
интеллектуального статуса, а 9 из них смогли посещать второй класс общеобразовательной школы (в
контрольной группе, подвергшейся менее интенсивной терапии, таких детей оказалось только один или
двое из 40 детей). Другой интервенционный подход состоит в проведении систематического
имитационного тренинга, причем оперантное подкрепление использовалось для того, чтобы нацелить
умственно отсталых или аутичных детей на подражание поведению взрослых (например, двигательная
или речевая имитация). Ловаас (Lovaas, 1967), показывает, что поэтапный имитационный тренинг
(подражание речевым оборотам, слогам, словам, предложениям систематически подкрепляется;
вредные способы поведения, такие как аутоагрессия или отвлекаемость посредством контроля над
реакциями пресекаются) может сформировать у аутичных детей устойчивые и обширные речевые
|