Fenton & Levine, 1989). Известны многочисленные данные о том, что необходимой системной
регуляции не удается достичь при высокой эмоциональной перегрузке (см. Kuhl, 1994), а при
пониженном интеллекте она достижима лишь отчасти. Кроме того, нарушениям содействуют
повседневные трудности, возникающие вследствие чрезмерных ситуативных требований или
недооценок (например, из-за стресса или повышенной нервной возбудимости).
2.5.
Недостаточная способность к образованию понятий, недостаточная когнитивная
структурированность
Образование понятий описывает то, как события внешнего мира воспринимаются,
категоризируются, хранятся в памяти индивида и служат основой (в виде знаний и опыта) для его
собственных действий. Усвоенные понятия регулируют поведение, упорядочивая с помощью
имеющегося опыта новые впечатления и формируя соответствующее проблемное пространство
(субъективная репрезентация проблемы). Формирование понятий относится прежде всего к
индуктивному мышлению, т. е. к формированию выводов на основе обобщения конкретных событий.
Чем дифференцированнее сформировавшиеся понятия, тем более дифференцированный фундамент
подготавливается для последующих действий. Шродер, Драйвер и Штройферт (Schroder, Driver &
Streufert, 1967) определили это положение вещей с помощью понятия «когнитивная
структурированность»,
которое лучше всего может быть охарактеризовано с помощью следующих
трех признаков: 1) дифференцированность как множество параметров, используя которые индивид
воспринимает и упорядочивает (кодифицирует) содержательные аспекты; 2) дискриминативность как
единство, с помощью которого индивид различает содержательные аспекты, относящиеся к одному
параметру; она находится в тесной связи с процессом абстрагирования; 3) интегрированность как
переплетение параметров; это типично и для сложных случаев кодирования.
Высокая степень когнитивной структурированности означает, что индивид воспринимает
окружающий мир во всем многообразии его основных элементов и связывает их между собой с
помощью определенных схем и правил. Таким образом, приобретаемые понятия (знания и опыт)
дифференцируются и накапливаются, сплетаясь в единое целое. Благодаря этому новые события
окружающего мира отображаются дифференцированно и одновременно интегрированно, как на
мелкозернистой фотопленке. Следствием этого является то, что такой индивид обладает
дифференцированным восприятием, с большей легкостью вырабатывает новые точки зрения (например,
воспринимает альтернативные подходы, толерантен к многозначности) и действует с большей
ответственностью перед собой. Низкая степень когнитивной структурированности, напротив,
выражается в осмыслении воспринимаемого исключительно в «черно-белых тонах», в сниженной
готовности мириться с конфликтами и неоднозначными ситуациями, в растущей зависимости
собственных действий от внешних условий, в повышенной генерализации воспринимаемого
содержания, а также во внезапных или фрагментарных изменениях содержания мышления; она
представляет собой некоторый вид когнитивной уязвимости (Myers, 1995), усугубляющей
возникновение психических расстройств. Эта пониженная когнитивная структурированность
констатируется при различных психических расстройствах, в частности при: а) депрессивности (когда
дихотомический паттерн мышления ведет к искажению восприятия и негативной самооценке; Gara,
Woolfolk, Cohen & Goldston, 1993, Myers, 1995); б) алкоголизме (когда пациенты, лечащиеся от
алкогольной зависимости, демонстрируют низкую способность к формированию понятий; Beatty,
Katzung, Nixon & Moreland, 1993); в)
агрессивности и антисоциальном поведении (когда
многозначность и конфликтность действий становятся непереносимыми и осуществляются
непродуманные, приводящие к конфликтам решения проблемных ситуаций; см. Dodge, 1985).
Концепция формирования дифференцированных понятий объясняет, почему при интервенции
необходимо учитывать структуру знаний пациента и способствовать ее большей дифференциации.
Кроме того, уже упоминавшиеся понятия (общие когнитивные расстройства, недостаточная
системная регуляция, метакогниция) рассматриваются как объяснительные моменты расстройств
мышления. Так, недостаточное владение основными навыками восприятия, хранения и переработки
информации, а также недостаточный контроль или регуляция мыслительных актов (например, из-за
пониженного интеллекта, ограниченного предшествующего опыта) являются причинами возникновения
и поддержания расстройств мышления. Особенно это находит подтверждение в сфере общих
когнитивных расстройств.
|