3. Расстройства при решении проблем
При решении проблем речь идет о том, чтобы изменить исходное неудовлетворительное
состояние таким образом, чтобы достичь удовлетворительной цели (например, улучшения конфликтных
отношений с коллегами по работе). Для этого необходимо совершение длинной цепочки умственных
операций; повседневные, социальные проблемы сопровождаются дополнительными препятствиями,
обусловленными личностью того, кто решает эти проблемы, а также его возможными социальными
действиями. Те обусловливающие моменты, о которых пойдет речь ниже, представляют собой
важнейшие трудности при решении социальных проблем. При этом необходимо заметить, что
расстройства способности решения проблем могут быть локализованы не только в обусловливающих
моментах (например, негативном восприятии проблемы), но и в других многочисленных стадиях
(фазах) процесса решения проблемы. К тому же расстройства мышления (см. раздел 2) нарушают
выполнение умственных операций, а значит, по определению, и решение проблемы.
3.1. Недостаточная регуляция эмоций
В качестве условия, благоприятствующего переработке какой-либо проблемы, следует отметить
дистанцированное и «холодное» восприятие проблемной ситуации (как можно более раннее восприятие
зарождающейся проблемы, отношение к проблемам как к чему-то обыкновенному, оценка проблемы
как вполне разрешимой, склонность решения проблемы без излишней поспешности; см. D'Zurilla &
Goldfried, 1971). Эмпирические исследования подтверждают тесную связь между ожиданием высокой
контролируемости, низкой стрессовой перегрузкой и психическим здоровьем (Savada & Pak, 1993;
Blalock, De Vellis & Giorgina, 1995). Зато лица с психическими нарушениями отличаются
дисфункциональным паттерном ожидания низкой контролируемости, высокой стрессовой перегрузкой
и негативным самовосприятием. Этот паттерн становится очевидным, если, например, сравнить
способы поведения во время стресса и копинга пациентов с депрессией и лиц из контрольной группы
(Perrez & Reicherts, 1992, Reicherts, Kaslin, Scheurer, Fleischhauer & Perrez, 1992): депрессивные
пациенты оценивают повседневные стрессоры (например, критику со стороны партнера) как
невыносимые и не подлежащие контролю; они почти не видят возможностей для каких-либо изменений
создавшейся ситуации и более склонны к пассивному интрапсихическому преодолению (например,
регуляции эмоций, самообвинению); события утраты (например, от них ушел партнер) они объясняют
скорее интернальными причинами.
Неблагоприятное восприятие ситуации и самого себя усложняет поиск дифференцированного
решения проблемы, так как возникшая проблема воспринимается чересчур эмоционально, отчего
выглядит много сложнее и менее отчетливо. Такой человек в гораздо меньшей степени способен
дистанцироваться от возникшей проблемы. Вследствие этого ему тяжелее определить, в чем
заключается проблема, какую цель необходимо преследовать, какие решения возможны и каким
образом можно реализовать решение. Вместо этого растет склонность к выбору неадекватных решений
(например, отказ от активного поиска выхода из создавшейся ситуации, уклонение от решения или,
наоборот, слишком поспешные действия по преодолению проблемы). Эта динамика обсуждается в
мотивационных теориях (ориентация в ситуации, представления о контроле, внимание к самому себе) и
играет большую роль для объяснения депрессивности (см. также Kuyken & Brewin, 1994; Davila,
Hammen, Paley & Berge, 1995). Кроме того, фундаментальные исследования подтвердили, что на
регуляцию эмоций влияют также другие оценочные процессы (например, каузальная атрибуция; см.
Scherer, 1988, Sweeney, Anderson & Bailey, 1986).
Неструктурированные попытки решения. Под влиянием негативных эмоций, а также при
недостаточном контроле над проблемной ситуацией часто прибегают к поспешным решениям
проблемы. Из исследований Дернера, Крейцига, Рейтера и Штеделя (Dorner, Kreuzig, Reither & Staudel;
1983) известно, что утрате контроля сопутствуют так называемые «критические реакции», которые не
способны решить проблему, но удовлетворяют непреодолимое желание действовать.
Кроме того, сильные негативные эмоции (например, отчаяние, страх) наносят вред процессу
решения, так как на первый план выходит регуляция эмоций (например, нужно отвлечься, уменьшить
негативные эмоции). Естественно, это уменьшает дифференцированность поисков решения (например,
вследствие информационной ограниченности, недифференцированных попыток решения), усложняет
проблему (например, за счет перенасыщения эмоциями проблемной ситуации) и ухудшает
координацию этапов процесса решения (например, мысли распадаются, образуют замкнутый круг,
|