поведением других людей).
3) Продумыванию альтернатив решения (выработка различных решений, отсутствие жестко
запрограммированной установки на «наилучшее» решение).
4) Антиципации последствий (продумывание последствий принимаемых решений).
5) Продумыванию целей и средств (составление плана по достижению цели).
Интервенция состоит из двух этапов; первый этап посвящен предпосылкам решения проблем
(например, ответственности перед самим собой, различению фактов и мнений, осознанию и выражению
своих чувств, тренингу памяти), а второй этап собственно навыкам решения проблем (например,
выработке большого числа возможных решений, продумыванию последствий, последовательной
реализации принятого решения).
При этом участники тренинга работают под руководством психотерапевта-тренера, используя
инструкции. Конкретные сеансы построены весьма сходным образом; сначала участников вводят в
общий курс дела и определяют учебные цели данного сеанса. Затем предлагаются различные задания
(упражнения, дискуссии, ролевые игры, переработки проблемы); между сеансами участники выполняют
домашние задания. Эта терапия проводится с попавшими в наркотическую зависимость (Platt, Taube,
Metzger & Duome, 1988; Platt & Hermalin, 1989), больными шизофренией (Roder, Brenner, Kienzle &
Hodel, 1992) и родителями детей с расстройствами научения и с семейными проблемами (Shure &
Spivack, 1979), причем часто интервенции направлены на достижение конкретных терапевтических
целей (продумывание цели и средств).
-
Расширенные методы интервенции. Тренинг решения проблем применяется для различных
групп нуждающихся в лечении (например, пациентов психиатрических клиник, больных шизофренией,
неуверенных в себе людей, людей с реактивной депрессией, лиц, страдающих алкоголизмом, а также
испытывающих затруднения в учебе). В последнее время стали широко практиковать консультирование
семей на грани развода (консультации относительно развода, посредничества), терапию
неблагополучных детей из разведенных семей, а также инструктирование по вопросам совладания с
хроническими заболеваниями (например, пациентов с болями; см. Fry & Wong, 1991). При этом кроме
«чистого» тренинга навыков решения проблем используется и другая терапевтическая помощь, прежде
всего: 1) более активное вовлечение в групповые мероприятия (интерактивные группы решения
проблем, Grawe, Dziewas & Wedel, 1980); 2) помощь в принятии решения и структурировании; при этом
ведется поиск альтернативных способов поведения, заново определяются цели (Kammerer, 1983); 3)
стационарные и институциональные мероприятия (Zielke & Sturm, 1993), а также 4) подключение
общих когнитивных способностей в смысле восстановительного тренинга (например, для пациентов с
алкогольной зависимостью, больных шизофренией, пожилых пациентов см. раздел 2.1). При этом
необходимо учесть, что хотя представляемая здесь структура решения проблем и используется в
качестве определяющей, но все же ее использование достаточно гибко и широко дополняется другими
терапевтическими модулями. Либерман и Корриган (Liberman & Corrigan, 1993), например, предложили
тренинг решения социальных проблем для пациентов с шизофренией, ориентированный на диатез-
стресс-уязвимость-модель. Этот тренинг позволяет овладеть специфическими навыками и
способностями (например, редукция внешних стрессоров, восприятие обстоятельств социальных
отношений, переработка этой информации, социальные навыки). Тренинг представляет собой
некоторую систему модулей и используется для следующих сфер: прием лекарств, управление
симптомами, досуговое поведение, навыки ведения бесед, самообслуживание и гигиена тела. Чтобы
установить, понял ли клиент содержание, может ли он его классифицировать и применять в сложных
ситуациях, предпринимают довольно иерархизированные действия (например, устранение когнитивных
нарушений, передача знаний, анализ поведения модели). Решение проблем играет здесь большую роль,
поскольку обучает пациентов тому, как применить приобретенные навыки в сложных ситуациях или в
случае осложнений при реализации решения. Пациенты, с которыми проводился этот тренинг,
приобрели хорошие социальные навыки и умения. Однако исследования показали, что для достижения
долговременного эффекта необходимо периодически проводить сеансы, которые «освежали» бы знания.
-
Применение в стационарных условиях. Особые надежды возлагаются на то, что и при
разработке стационарных и институциональных программ будет учитываться структура решения
проблемы. Например, пациенты психосоматических клиник приглашаются на регулярные групповые
встречи, которые проходят под руководством психотерапевта. Пациентов обучают принимать во
внимание альтернативные решения проблемы и расширять спектр возможностей решения. При этом
терапевтические мероприятия строятся с использованием межличностных групповых событий и
существующих расстройств межличностных отношений (Zielke & Sturm, 1993). Кроме того, эти
|