стационарные программы, очевидно, оказывают в виде обратной связи позитивное воздействие на
институциональные условия работы, ибо участвующие в таких программах лечащиеся от алкоголизма
пациенты не только лучше решают свои проблемы со спиртными напитками, но и активнее участвуют в
терапевтических сеансах (например, активное участие в тренинге навыков и в ролевых играх), чем
другие пациенты, которые принимали участие в интерактивной групповой терапии (Getter, Litt, Kadden
& Cooney, 1992).
-
Влияния на системы. В случае проблем в семье, производственных коллективах, школе и т. п.
все чаще целью интервенции является улучшение способности решать проблемы отдельных членов
группы (например, супругов, родителей и учителей). Примером может послужить программа,
используемая в семьях, где есть больной шизофренией. Эта программа включает в себя помимо
непосредственно навыков решения проблем еще и информирование о шизофрении, участие в
определении целей терапии, а также коммуникативные навыки и преодоление кризисных ситуаций
(Goldstein, 1994). Эти интегрированные программы имеют явные достоинства по сравнению с терапией
решения проблем, которая направлена только на одного человека (больного шизофренией) (Bradshaw,
1993). Их успех явным образом зависит от того, насколько изменяются паттерн семейной
коммуникации и процессы решения. Эта же цель преследуется и в супружеской терапии, где
одновременно пытаются обеспечить и удовлетворительное взаимодействие (например, Witkins &
Cayner, 1980).
Стратегиям решения проблем можно обучать и профессиональных воспитателей
(Cunningham,
Davis, Bremner, Dunn & Rzasa, 1993), причем особенно эффективным оказался как можно более
самостоятельный поиск вариантов решения проблемных профессиональных повседневных ситуаций.
То, что эта работа с медиаторами может быть вполне успешной, показало одно из ранних исследований
Шуре и Спивака (Shure & Spivack, 1981; см. прим. 29.3.1).
Примечание 29.3.1. Обучение навыкам решения социальных проблем посредством медиаторов
(Shure & Spivack, 1981)
Постановка вопроса
Что получится, если побудить родителей (матерей) обучить детей дошкольного возраста
навыкам решения проблем?
Метод
-
Выборка:
участницы отбирались среди 80 матерей, поведение детей (4-5 лет) которых было
охарактеризовано воспитателями в детском саду как отклоняющееся от нормы (импульсивное,
заторможенное, ограниченные навыки решения социальных проблем). Участие в исследовании
оплачивалось. 20 матерей было определено в лечебную группу и 20 матерей в контрольную. Обе
группы были уравнены по навыкам решения проблем матерями, социальной адаптации детей в детском
саду, их способности решать проблемы, а также полу и возрасту детей.
-
Формы лечения:
Тренинг медиаторов:
матери приняли участие в десяти трехчасовых сеансах (по одному в
неделю), где их учили обучать детей навыкам решения социальных проблем дома в игровой форме.
Программа интервенции содержала три части: 1) обучение детей необходимым понятийным или
когнитивным предпосылкам решения проблемы (например, понимание своих чувств, понимание
мотивов другого, обращение внимания на чувства другого, обдумывание последствий собственного
поведения); 2) упражнения по формированию у детей навыков решать проблемы (например, выработка
решений, критерии адекватного социального поведения); 3) упражнения по формированию навыков
решать проблемы у родителей (например, методы получения информации, генерирование
альтернативных решений, техника ведения разговора, направленная на совместное со своим ребенком
обдумывание сложных социальных ситуаций).
Контрольная группа: с матерями из контрольной группы тренинг не проводился.
-
Методы исследования:
определение способности находить альтернативные решения и
прогнозировать последствия принятого решения проводилось в игровой форме.
Матери интервьюировались относительно стиля воспитания, ориентированного на решение
проблем; проводилось тестирование способности продумывать цель и средства в проблемных
ситуациях при возникновении проблем с детьми. Тестирование проводилось до и после тренинга.
Результаты
Дети матерей, прошедших тренинг, заметно улучшили навыки решения проблем, они быстрее
вырабатывали альтернативные решения и лучше могли предвидеть их последствия. Правда, не
|