также попросить классного руководителя систематически давать оценку всему происходящему во время
урока. «Пособие учителям для оценки учеников» (Beurteilungshilfen fur Lehrer, BFL; Janowski Fittkau &
Rauer, 1981) позволяет собрать информацию о 16 ориентированных на определенные учебные цели
поведенческих признаках с помощью наблюдаемых в специфических ситуациях и в повседневной
школьной жизни способов поведения учеников. Дополнительно предлагаются также специфические
возможности улучшения этих способов поведения.
Таблица 39.1.4. Диагностическая беседа с родителями для регистрации нарушений
поведения (см. Petermann & Petermann, 1994, S. 45-55)
Важнейшие сферы, затрагиваемые в ходе беседы:
- физическое развитие ребенка;
- развитие социальных отношений (в детском саду, школе, в кругу семьи);
- поведенческий анализ семейных событий;
- определение позитивных ресурсов ребенка и семьи;
- информация относительно поведения в школе;
- оценка взаимоотношений с сиблингами и со сверстниками;
- информация о видах деятельности в семье (например, в свободное время);
- данные об отношениях между ребенком и родителями (поддержка, одобрение, распределение
обязанностей);
- социальная выносливость ребенка (специфические для терапии данные).
Таблица 39.1.5. Обзор некоторых специфических методов диагностики нарушений
поведения
1) Нарушения внимания:
- Тест внимания при визуальном восприятии d2 (Test d2 Aufmerksamkeits-Belastungs-Test;
Brickenkamp, 1994);
- Опросник для выявления гиперкинетического синдрома и терапевтические рекомендации
(Fragebogen zum Hyperkinetischen Syndrom und Therapieleitfaden, HKS; Klein, 1993).
2) Агрессивность:
- Лист наблюдений за агрессивным поведением (Beobachtungsbogen fur aggressives Verhalten
BAV; Petermann & Petermann, 1994);
- Пособие учителям для оценки учеников (Beurteilungshilfen fur Lehrer; Janowski et al., 1981);
-
Регистрация агрессивного поведения в конкретных ситуациях (Erfassungsbogen fur aggressives
Verhalten in konkreten Situationen, EAS; Petermann & Petermann, 1996c).
3) Тревожные расстройства:
- Лист наблюдений за социально неуверенным поведением (Beobachtungsbogen fur sozial
unsicheres Verhalten, BSU; Petermann & Petermann, 1996b);
- Опросник тревоги у школьников (Angstfragebogen fur Schuler, AFS; Wieczerkowski et al., 1980)
На третьем этапе пытаются определить с помощью ситуативных тестов те условия
(родительский дом, школа и т. п.), при которых возникает та или иная форма агрессии (например,
коварное поведение). Для такого исследования можно использовать также «Регистрацию агрессивного
поведения в конкретных ситуациях» (Erfassungsbogen fur aggressives Verhalten in konkreten Situationen,
EAS; Petermann & Petermann, 1996c). С его помощью исследуется специфический для детей профиль
реакции при столкновении с конфликтными ситуациями.
Тревожные расстройства. Для диагностики тревожных расстройств был разработан «Лист
наблюдений за социально неуверенным поведением» (Beobachtungsbogen fur sozial unsicheres Verhalten,
BSU; Petermann & Petermann, 1996b), позволяющий проводить систематический анализ поведения по 12
параметрам (в том числе по таким, как речевое поведение, язык тела, социальные контакты). Как для
индивидуальных, так и групповых исследований используется «Опросник тревоги у школьников»
(Angstfragebogen fur Schuler, AFS; Wieczerkowski et al., 1980). Этот опросник является многофакторным
и выявляет степень страха перед экзаменами, степень манифестируемой тревоги и нежелания ходить в
школу. Дополнительно можно использовать шкалы сторонней оценки учителями.
Нарушения внимания. Эти нарушения экономично и надежно можно выявить с помощью «Тест
внимания при визуальном восприятии d2» (Test d2 Aufmerksamkeits-Belastungs-Test; Brickenkamp, 1994).
Этот тест Бурдона измеряет темп и точность при различении схожих зрительных раздражителей.
|