Navigation bar
  Print document Start Previous page
 843 of 947 
Next page End  

«Опросник для выявления гиперкинетического синдрома и терапевтические рекомендации» (Fragebogen
zum Hyperkinetischen Syndrom und Therapieleitfaden, HKS; Klein, 1993) позволяет не только
диагностировать гиперкинетических детей, но и планировать и проводить терапию, нацеленную на это
расстройство.
Современные широко используемые методы диагностики нарушений поведения, изложенные
выше, а также приведенные в табл. 39.1.4, иллюстрируют тот поворот, который приводит ко все
большему и большему отказу от классических подходов диагностики личности.
Аналогичные тенденции характерны и для диагностики развития (см. табл. 39.1.6, где
представлен ряд специфических диагностических методов). Покажем их на примере диагностики
аутистических расстройств.
Таблица 39.1.6. Обзор специфических методов для диагностики нарушений развития
1) Аутизм:
- Шкала детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale, CARS; Schopler et al., 1988);
- Профиль развития и поведения Р.Е.Р. (Entwicklungs- und Verhaltensprofil; Schopler & Reichler,
1981);
- Руководство по диагностике аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule, ADOS; Lord et al.,
1989).
2) Нарушения чтения и письма:
- Диагностический тест правописания для 1, 2, 3, 4 и 5 классов (Diagnostischer Rechtschreibtest fur
1./2./3./4./5. Klassen, DRT-1-5; Muller, 1990);
- Диагностический тест способности к чтению для ранней диагностики нарушения чтения
(Diagnostischer Lesetest zur Fruhdiagnose von Lesestorungen, DLF-1-2; Muller, 1984).
3) Речевые нарушения:
- Тест активного словарного запаса 3-6-летних детей (Aktiver Wortschatztest fur 3-6jahrige Kinder,
AWST-3-6; Kiese & Kozielski, 1996);
- Гейдельбергский тест речевого развития (Heidelberger Sprachentwicklungstest, HSET; Grimm &
Scholer, 1991).
Аутизм. Результаты новейших исследований показывают, что различные нарушения детей с
аутизмом должны исследоваться вместе. При этом преследуется цель установить профиль
коммуникативных и когнитивно-социальных способностей (см. Kusch & Petermann, 1990). Так как дети
с аутизмом значительно отличаются от очень маленьких нормальных или умственно отсталых детей
прежде всего качеством своего социального поведения, инициированием коммуникации и своей
реакцией на попытки привлечь их внимание, то для диагностики взаимодействия используется
видеоанализ. Новые исследования подтвердили, что тщательный видеоанализ естественного
взаимодействия матери и ребенка способен выявить типичные социально-коммуникативные отклонения
от нормы детей еще до 4-летнего возраста, так что стала возможной более ранняя терапия аутичных
детей (Cordes, 1995). Для проведения диагностики взаимодействия в детском и подростковом возрасте
можно привлечь специфические поведенческие аспекты «Шкалы детского аутизма» (Childhood Autism
Rating Scale, CARS; Schopler, Reichler und Renner, 1988; на немецком языке: Steinhausen, 1993). Этот
метод использует данные структурированного наблюдения за поведением и позволяет с помощью 15
рейтинговых шкал дифференцировать аутичных детей и детей с умственной недостаточностью, а также
отличать аутизм средней степени тяжести от нарушений коммуникации у детей без аутизма. Для
дифференциальной оценки аутизма центральное значение имеет профиль развития и интеллекта.
«Профиль развития и поведения» (Entwicklungs- und Verhaltensprofil; Р.Е.Р.; Schopler & Reichler, 1981)
является специально разработанным для диагностики аутичных детей тестом, который выявляет
различные способности и психопатологические отклонения от нормы. «Руководство по диагностике
аутизма» (Autism Diagnostic Observation Schedule, ADOS; Lord et al., 1989) является
дифференцированной системой наблюдения, содержащей модули для детей неговорящих,
малоговорящих и с соответствующей возрасту речевой способностью и применимо для диагностики
различных возрастных периодов.
Нарушения чтения и письма. «Диагностический тест правописания для 1, 2, 3, 4 и 5 классов»
(Diagnostischer Rechtschreibtest fur 1./2./3./4./5. Klassen, DRT-1-5; Muller, 1990) — это
дифференцированная система, которую можно использовать как для ранней диагностики проблем с
правописанием (начиная с 1-го класса), так и для определения школьной успеваемости (для 3-5
Hosted by uCoz