- субъективная оценка собственных способностей и навыков (образ Я);
- применение навыков и их тренинг;
- степень удовлетворенности ситуацией;
- частота переживаемых стрессов;
- чувство соответствия между ожиданиями и достигнутыми результатами;
- воспринимаемые и используемые ситуативные стимулы.
B) Перспективы на будущее:
- опыт переживания изменчивости ситуации и возможности активного влияния на нее
(убеждения);
- установка по отношению к собственному будущему.
Г) Субъективное и объективное состояние здоровья:
- объективное состояние здоровья (соматические и психические заболевания);
- вид и степень нарушения(й);
- субъективное состояние здоровья;
- «здоровое» поведение (что предпринимает индивид для своего здоровья?).
Под социальным старением понимаются изменения социальных ролей и функций, возникающих
при достижении определенного возраста. Общество ожидает от каждого возраста наличия
специфических способностей и навыков, а также форм жизни. В существующем до сих пор
общественном образе пожилого человека доминируют процессы распада и возникновения
недостаточности в различных сферах: предполагается, что пожилой возраст означает прежде всего
болезни и беспомощность и пожилые люди демонстрируют устаревшие представления, мешающие
общественному прогрессу. Однако взгляды постепенно изменяются: во-первых, нельзя не видеть, что
большинство пожилых людей ведут самостоятельную жизнь. Далее, все чаще принимается во внимание
тот факт, что способности и навыки, а также опыт пожилых людей могут послужить на пользу
обществу. Примером этого измененного образа пожилого человека является более активное участие в
политической жизни, к которой побуждаются пожилые люди, или дискуссия о потенциале пожилых
людей, могущем реализоваться в общественной жизни (Kohli, 1992; Rosenmayr, 1990).
2. Необходимость многоаспектного подхода к интервенции
При разработке интервенционного подхода необходимо принимать во внимание
многоаспектность развития в пожилом возрасте. Три названных аспекта физическое, психическое и
социальное старение будут рассматриваться в дальнейшем в свете необходимых стратегий
интервенции.
2.1. Психологическое старение
«Полученные нами данные указывают на то, что старение является индивидуальным процессом.
Исследования методом поперечных срезов показывают значительный регресс многих физиологических
переменных в течение жизни, все же межличностные различия очень велики. По некоторым
переменным восьмидесятилетние люди показывают в среднем такие же хорошие результаты, что и
пятидесятилетние. Процесс старения протекает специфически не только у каждого человека, но и у
различных органов этого человека» (Shock, Greulich, Andres & Costa, 1984, S. 327). Эта цитата
формулирует основной вывод «Балтиморского лонгитюдного исследования нормального старения»
(Baltimore Langsschnittstudie uber normales Altern). Данное исследование хотя и выявило типичные для
пожилого возраста отклонения отдельных физиологических и биохимических переменных (например,
снижение функциональных резервов органов, снижение общей витальности, повышение артериального
давления, повышение концентрации холестерина, снижение толерантности к глюкозе, изменения
мускулатуры, падение содержания минералов в костях, помутнение хрусталика, ухудшение слухового
восприятия высоких частот), но показало, что эти процессы могут сильно варьировать. Т. е. типичные
для пожилого возраста недостатки очень сильно отличались от человека к человеку. Эта значительная
интериндивидуальная вариативность восходит к трем факторам, два из которых предопределяют задачи
необходимой интервенции, а именно профилактики и реабилитации:
1) различная генетическая информация;
2)
количество, вид и продолжительность воздействия факторов риска и заболеваний в прежние
|