Navigation bar
  Print document Start Previous page
 871 of 947 
Next page End  

периоды жизни и в пожилом возрасте;
3) вид и степень физической активности в прежние периоды жизни и в пожилом возрасте.
Второй и третий факторы влияния указывают на то, как важен стиль жизни в прежние периоды
жизни для здоровья в преклонные годы. Отсюда очевидно, что профилактика должна строиться на
интервенционных подходах психологии здоровья, к которым относятся прежде всего следующие:
-
доведение до сведения пациента представления о развитии человека как процессе,
продолжающемся всю жизнь от рождения до смерти, которое предусматривает личную ответственность
за здоровье и самостоятельность в пожилом возрасте;
-
информирование о факторах риска и повышение мотивации к их избеганию;
-
тренинг и подкрепление поведения, направленного на заботу о здоровье.
Сохранение здоровья и способности вести самостоятельную жизнь в пожилом возрасте — это
задача реабилитации.
Ввиду того что риск оказаться в положении, требующем помощи или ухода,
повышается прежде всего в преклонном возрасте, реабилитация получает особое значение в контексте
обслуживания пожилых людей. Результаты одного репрезентативного исследования 20 000 семей в ФРГ
продемонстрировали, что 28% лиц в возрасте, превышающем 85 лет, нуждаются в помощи. У этих
людей наблюдалось серьезное нарушение инструментальных видов деятельности, которые
предполагают наличие сложных сенсомоторных функций. Другие 26% лиц в возрасте 85 лет и старше
нуждались в уходе. У них тоже были проблемы с выполнением основных видов деятельности, и они
нуждались в повседневной жизни в многосторонней поддержке со стороны окружающих.
Стационарная или амбулаторная реабилитация охватывает разнообразные задачи, относящиеся к
сфере нейропсихологии, клинической психологии и экопсихологии. Гериатрический персонал,
как
правило, состоит из дипломированных психологов, обладающих опытом в следующих трех областях:
1) Нейропсихология. В круг ее задач входят: а) диагностика когнитивных нарушений, нарушений
сенсомоторных функций, нарушений речи, а также нарушений поля зрения и способности
инструментального оперирования; б) сотрудничество при разработке терапевтических программ
(совместная работа со специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами и логопедами).
2) Клиническая психология. К ее задачам причисляют проведение индивидуальных и групповых
терапевтических мероприятий с целью содействия совладанию с возникшими заболеваниями и
нарушениями функций. Необходимо также консультирование родственников для их ориентации на
поддержку самостоятельности и мотивации пациентов.
3)
Экопсихология. Ее задача заключается в формировании вокруг пациента такой обстановки,
которая соответствовала бы структуре его практических, когнитивных и социальных навыков. Для
этого существует широкий спектр вспомогательных технических средств, с помощью которых пожилые
люди могут вести самостоятельную жизнь даже при наличии каких-либо нарушений или ограничений
(Kruse, 1992).
2.2. Психологическое старение
2.2.1. И в пожилом возрасте есть свои преимущества
В нашем обществе к задачам развития в пожилом возрасте относятся прежде всего восприятие
новых ролей после выхода на пенсию, а также усиление деятельности, не связанной с
профессиональными интересами. Выполнение какой-нибудь увлекательной задачи, осуществление
лично значимых интересов и убежденность в своей полезности представляют собой основу позитивной
жизненной установки в пожилом возрасте. Эта форма старения связана не только с социокультурными
условиями (например, существующей системой родственных связей и личных знакомств, наличием
культурных и социальных услуг для пожилых людей), но и со способностью и готовностью человека
отказаться от выполнения прежних задач (в профессиональной сфере или в семье) и по-новому, подходя
к этому со всей ответственностью, сформировать свою повседневную жизнь. Таким образом, и в
пожилом возрасте есть возможности для развития, которые пока еще не достаточно учитываются в
общественном (а частично и в научном) образе пожилого человека. Поиск лично и общественно
значимых задач представляет собой психологический фундамент для вовлеченности пожилых людей в
жизнь общества. Эта вовлеченность выражается в деятельности, осуществляемой на общественных
началах, а также в многообразных формах поддержки других людей (Baltes & Montada, 1996; Borscheid,
1995).
Исходя из способности и готовности человека отказаться от выполнения прежних задач и по-
Hosted by uCoz