наблюдения за ходом уроков (прим. 42.1.1).
Примечание 42.1.1. Система наблюдений за ходом уроков
Система наблюдений предусматривает учет шести категорий, по которым распределено 210
событий взаимодействия между учителями и учениками, специфического для урока. Наблюдение
ведется за следующими аспектами:
- участие учеников в постановке целей (например, учитель объясняет цель запланированной
деятельности; ученики объясняют цель деятельности);
-
структура заданий (например, одинаковые задания для всех учеников; различающиеся по
сложности задания для различных учеников);
- доступ к информации (например, информация исходит от учителя);
- рабочий и учебный процессы (например, ученики кооперируются в малые группы);
- применение результатов (например, результаты использовать невозможно);
- оценка результатов и учебного процесса (например, отметки, выставляемые учителем;
собственная оценка).
Данные наблюдений позволяют получить шесть характеристик общей учебной ситуации: ученик
как конкретный обучающийся; ученик как автономный кооперирующийся обучающийся; учительский
контроль; индивидуальное научение, контролируемое учителем; контролируемая учителем работа в
малых группах; открытость учителя для инициатив, исходящих от учеников.
---
В качестве социометрического инструмента для системных исследований годится метод
SYMLOG (Ein System fur die mehrstufige Beobachtung von Gruppen система для многоступенчатого
наблюдения за группами) (Bales, Cohen & Williamson, 1982). Социальная ситуация реконструируется с
помощью наблюдений за поведением каждого индивида во время социального взаимодействия. При
этом наблюдаемое поведение либо упорядочивается по определенным категориям (например, «вверх»,
т. е. оказывающее влияние), либо оценивается ретроспективно (рейтинговый метод) с помощью «списка
прилагательных». В последнем случае каждый член группы оценивается по 26 пунктам по
пятибалльной шкале (никогда редко иногда часто всегда). Например, категория «вверх»
(«Aufwarts»-Kategorie) представлена пунктом «активный, доминирующий, много говорит», а
«позитивная» категория («Positiv»-Kategorie) пунктом «дружелюбный, партнерский».
4. Литература
Bales, R. F., Cohen, S. P., & Williamson, S. A. (1982). SYMLOG. Ein System fur die mehrstufige
Beobachtung von Gruppen. Stuttgart: Klett-Cotta.
Brocher, T., & Kutter, P. (Hrsg.). (1985). Entwicklung der Gruppendynamik. Darmstadt:
Wissenschaftliche Buchgesellschaft.
Brunner, E. J. (1986). Grundfragen der Familientherapie. Systemische Theorie und Methodologie.
Berlin: Springer.
Brunner, E. J., Serra, E., & Schuker, W. (1988). Schulleistungen und
familialer
Hintergrund.
Systemische Analysen einer empinschen Untersuchung. Bericht Nr. 20 aus der Abteilung Padagogische
Psychologie des Instituts fur Erziehungswissenschaft der Universitat Tubingen.
Dornbusch, S. M., Glasgow, K. L. & Lin, I. (1996). The social structure of schooling. Annual Review of
Psychology, 47, 401-429.
Guttman, H. A. (1985). Epistemologie, Systemtheorien und die Theorie der Familientherapie. Zeitschrift
fur systemische Therapie, 3, 13-20.
Hennig, C, & Knodler, A. (1985). Problemschuler
Problemfamilien. Praxis des systemischen
Arbeitern mit schulschwierigen Kindern. Munchen: Psychologie Verlags Union.
L'Abate, L. (1985). Uber Paradoxa hinaus: Aspekte der Kontrolle. Zeitschrift fur systemische Therapie,
3, 60-68.
Lewin, K., Lippitt, R., & White, R. K. (1939). Patterns of aggressive behavior in experimentally created
social climates. Journal of Social Psychology, 10, 271-299.
Maturana, H. (1982). Biologie der Sprache: Die Epistemologie der Realitat. In H. Maturana (Hrsg.),
Erkennen: Die Organisation und Verkorperung von Wirklichkeit. (S. 236-271). Braunschweig: Vieweg.
Minuchin, S. (1983). Familie und Familientherapie. Theorie und Praxis struktureller Familientherapie.
|