Таблица 42.2.1. Описание системы
- Учителя ограничивают проблему рамками класса; однако анализ системы взаимодействия чаще
всего включает в нее и самих участвующих в конфликте учителей.
- В данном случае анализ должен принять во внимание систему «преподавательский состав» и
его отношение к классу, объявленному проблемным.
- Возможно, стоит вовлечь в анализ и другие подсистемы сверхсистемы этой школы, в которых
возникли нарушения (директор, другие классы и т. п.).
- Если конфликт возник в определенной школе, в особом микрорайоне школы, то можно
обсудить вопрос о взаимодействии внешних факторов, могущих вызвать нарушение, и внутришкольных
факторов (влияние родителей, экосистемные условия внешнего мира вокруг школы).
Мы не можем здесь дать полное описание всех возможных системных взаимосвязей. Скорее мы
ставим перед собой задачу подчеркнуть, что необходимо критически проверить и расширить то
определение проблемы, которое дают ей участники. В зависимости от обстоятельств необходимо также
проверить нейтралитет школьного психолога, призванного разобраться в проблемной ситуации. Прежде
всего следует установить, по чьему заданию действует системный аналитик или психотерапевт; этот
важный момент нельзя недооценивать.
2. Концепции интервенции
Система в целом может быть определена как ансамбль элементов и отношений между этими
элементами. При этом системный подход следует аристотелевскому принципу, по которому целое
больше суммы его частей. При анализе интервенции социальных систем поэтому требуется принимать
во внимание: а) соответствующее системное целое, б) элементы системы и в) отношения между ними
(Brunner, 1986). Благодаря этому подходу мы избегаем опасности ограничиться при рассмотрении
школьной проблемы только одной-единственной системной областью. Покажем это на приведенном
выше примере.
Данный случай с одним из классов, который некоторыми учителями был охарактеризован как
очень трудный (ср. «негативистский класс» из раздела «Классификация и диагностика»), можно
рассмотреть с ограниченной точки зрения, проанализировав только школьные нарушения в конкретной
группе учеников. При этом ученики класса будут считаться проблемными, а их нарушения
требующими терапии. Наряду с психотерапевтическими мероприятиями или санкциями в таком случае
часто задействована и школьная администрация, чьей помощью заручаются учителя для решения своих
проблем с учениками. Иногда специалист-психолог, приходящий в школу для решения проблемы, все-
таки советует учителям критически проанализировать свое поведение и стиль воспитания и предлагает
принять участие в тренинге для учителей.
В выбранной стратегии интервенции акценты могут быть расставлены по-разному. Необходимо
только удостовериться, что не будет потерян целостный взгляд на систему и взаимозависимости в ней.
Обзор, приведенный в табл. 42.2.2, представляет конечно, далеко не исчерпывающе возможные
уровни анализа (школа, руководитель школы/педагогический состав, система «учителяученики» и т.
п.) в связи с формами интервенции, которые могут быть применены к этим областям системы
(интервенция по отношению к системе как целому, к составным частям системы самим по себе и к
взаимоотношениям между частями системы).
Таблица 42.2.2. Систематизация форм интервенции
Интервенция по отношению к
Уровень системы
Системе как целому
Составным частям
системы
Взаимоотношениям
между частями системы
Школа
Школьные мероприятия
Административные
мероприятия
Системное
консультирование
Школьное
руководство/
педагогический
состав
Системное
консультирование
Тренинг руководителей/
тренинг учителей
Организационный
тренинг
|