Класс, включая
учителей
Системная интервенция
по аналогии с системно-
терапевтическим
подходом
Контрактный тренинг
(договоры между
учителями и классом)
Коммуникативный и
интеракционный тренинг
Группа учеников в
классе
Социометрия/ групповая
динамика
Модификация поведения
Коммуникативный и
интеракционный тренинг
Для интервенции на уровне системы как целого в школьной практике всегда более важны те
формы интервенции, которые были разработаны по аналогии с системно-терапевтическими подходами.
Мы еще обсудим эти стратегии интервенции в связи с терапией нарушенных систем «учителя
ученики». Группы в школе более высокого иерархического порядка (например, руководство школой
и/или педагогический состав) в последнее время тоже чаще всего рассматриваются в смысле системной
терапии как компоненты, требующие интервенции (Fisher, 1986; Meidinger, 1991; Connemann, 1993). Эта
точка зрения совпадает с целостной концепцией теории организации, рассматривающей отдельную
школу как «обучающуюся организацию» (см., например, концепцию «школьного развития»; Dalin,
1991; Horster, 1991, Rolff, 1991). Поэтому формы интервенции, которые направлены на школу как
единое целое, должны также учитывать и результаты исследований организационной психологии,
которые касаются форм организации школ (Lee, Dedrick & Smith, 1991; Rowan, Raudenbush & Kang,
1991; Palardy, 1992).
В нашей книге внимание сконцентрировано на тех формах интервенции, которые касаются
отношений между частями системы. Эти возможности интервенции представлены в следующем разделе
на примере коммуникативного и интеракционного тренинга.
3. Возможности интервенции
Школьные нарушения представляют собой с точки зрения системного анализа симптомы
дисфункциональных системных структур и процессов. Обоснованный системный анализ позволяет
избежать поспешных выводов относительно определенных причин нарушений, а значит, и от
назначения облегченных мер вмешательства.
Ниже мы опишем возможности интервенции, которые систематизированы по специфическим
областям. Начнем мы с представления форм интервенции, концентрирующихся аналогично
подходам системной терапии на структурах и процессах в их системном единстве, в данном случае в
классе, включая и его учителей. Дальше мы рассмотрим стратегии интервенции, применяемые по
отношению к частям системы, а именно снова к классам, включая учителей, а также к руководству
школой и преподавательскому составу (в смысле тренинга для учителей). Возможная совместная работа
родительского дома и школы в случае возникновения школьных нарушений является темой подраздела
3.4.
3.1. Интервенция по отношению к системе как целому: системная терапия
взаимоотношений «учителяученики»
3.1.1. Взаимоотношения «учителяученики» с точки зрения системной терапии
Концепции и техники семейной или системной терапии (см. главу 22) находят применение также
и в сфере школы (Curonici & McCulloch, 1994). Специалисты-практики, ориентирующиеся на
системную терапию и работающие в школе, пытаются перенести стратегии интервенции,
апробированные в семейной терапии, на школьные социальные системы. Семейную терапию можно
рассматривать как терапевтическую концепцию, теоретические и эпистемологические принципы
которой восходят к теории систем (Brunner, 1986). В следующих разделах мы будем ориентироваться на
нижеперечисленные вопросы:
- Как можно описать с точки зрения системной теории коммуникацию между учителем и
учеником?
- Какие параллели можно провести между системой «учителяученики» и системой «семья»?
- Как можно изменить структуры интеракции и коммуникации в системах «учителяученики»?
Как выглядит ориентированный на теорию систем тренинг взаимодействия между учителем и
учеником?
|