проанализировать свою собственную локализацию в системе предприятия и таким образом изменить ее,
чтобы получить возможность действовать оптимально.
Второе общее условие устанавливается законодательным регулированием. В Германии это,
например, закон о представительных органах рабочих на предприятии (Betriebsverfassungsgesetz,
BetrVG) и закон об охране труда
(Arbeitssicherheitsgesetz, ASiG). Здесь прежде всего необходимо
назвать параграф 75 Закона о представительных органах рабочих на предприятии, который возлагает на
работодателей и совет служащих предприятия обязанность защищать свободное развитие личности
сотрудников. Затем Закон об охране труда, который, помимо прочего, предписывает определенным
профессиональным группам (например, врачам, работающим на предприятии) придерживаться
нейтральной позиции и содержит в своей расширенной форме также обязательное оценивание степени
опасности производственных процессов, проведение мероприятий по обеспечению техники
безопасности и документирование результатов этих мероприятий (§ 6). Для нас важно то, что при
определении производственных ситуаций как опасных должны быть учтены и психологические
факторы. Это создает правовые рамки, например, для мероприятий по уменьшению стресса или по
пресечению ситуаций моббинга. Так как психологические программы проводятся совместно с
названными инстанциями или после согласования с ними или так как законодательное регулирование
при определенных условиях имеет силу непосредственно и для психологов (см. Lippmann, 1985), то
психологи должны осознавать свою роль, которая характеризуется понятиями защиты личности,
нейтральной позиции или предотвращения опасных, в том числе и для психики человека, ситуаций.
Успешная интервенция на производстве зависит и от того, насколько психолог соответствует этим
ролевым ожиданиям. В этой связи следует упомянуть, что право отдавать распоряжения и
независимость врачей на производстве и специалистов по охране труда гарантируется законом об
охране труда, насколько он относится к психологам (часть 9). Социальное требование клинических
психологов, работающих на производстве, поэтому состоит также в том, чтобы Закон об охране труда
применялся без ограничений для психологов.
Кроме того, данные законодательные условия позволяют проводить некоторые
профилактические и корригирующие мероприятия относительно прогнозируемых нарушений здоровья
и психосоциальных нарушений. Так, § 91 Закона ФРГ о представительных органах рабочих на
предприятии дает производственному совету право участия в принятии решения об изменении
организации рабочих мест, производственного процесса и условий труда, которые явно противоречат
достойным человека условиям труда с точки зрения наук о труде. Если психолог компетентно
консультирует производственный совет, используя знания психологии труда и организационной
психологии, то он «может потребовать адекватных мероприятий по предотвращению, смягчению или
компенсации перегрузки». Речь идет согласно современному судопроизводству о случаях с высокой
степенью перегрузки и связанной с ней опасностью для здоровья, продолжающейся длительный срок.
«Кроме того, перегрузки должны быть очевидны для каждого специалиста, располагающего достаточно
компетентными знаниями о достойных человека условиях труда с точки зрения наук о труде» (Fitting,
Auffahrt & Kaiser, 1981). В отличие от предсказуемого риска при непредсказуемых, обусловленных
производственными системами нарушениях или повреждениях мы вынуждены довольствоваться по
возможности эффективной ранней диагностикой и быстрой корригирующей организацией труда.
Поэтому социальная медицина ставит требование регулярного медицинского осмотра рабочих и
регулярного сбора данных для составления «списка перегрузок» (шкалы перегрузок,
классифицированных в зависимости от характера производства и рабочих мест). Психология, в свою
очередь, полагает, что при медицинском осмотре такого рода не должны отсутствовать и
психологические инструменты обследования для выявления психосоматических нарушений и
психических расстройств. Для составления «списка перегрузок», без сомнения, особенно пригодны,
например, стандартизированные инструменты анализа деятельности во время стрессов. Таким образом,
возможна и психологическая ранняя диагностика и интервенция.
Однако на практическом методическом уровне вышеназванные законы ограничивают
деятельность психологов. Так, для использования опросников необходимо заручиться согласием
производственного совета (§ 94 Закона о представительных органах рабочих на предприятии). Опрос о
личных проблемах сотрудников является согласно соответствующим пояснениям к закону
недопустимым (Fitting, Auffahrt & Kaiser, 1981). Хотя, в принципе, это регулирование, направленное на
защиту прав личности, желательно и необходимо, оно затрудняет на практике деятельность психолога,
мешая ему определять показания к применению той или иной программы и оценке программ.
Клинические психологи, работающие на производстве, должны принять эти трудности; но они должны
|