Navigation bar
  Print document Start Previous page
 96 of 947 
Next page End  

главных областей, например жилищные или экономические проблемы).
Ось V. Глобальная регистрация уровня функционирования (шкала с 10 делениями; промежуток
времени, относящийся к актуальной ситуации, или, например, наивысший уровень в течение минимум 2
месяцев за прошедший год).
Оси I, II, III содержат официальные DSM-IV диагнозы; оси IV и V — дополнительные, они
применяются для специальных клинических и исследовательских целей. По осям от I до IV могут быть
разнообразные градации. Многоосевой подход дает возможность комплексной диагностики, при
которой учитываются в том числе и психосоциальные аспекты. С психологической точки зрения,
однако, оси IV и V кажутся слишком глобальными и односторонними, чтобы дифференцированно
отобразить психосоциальные условия. Так, например, факторы перегрузок без учета совладания лишь в
ограниченной мере информативны. Пока что эти оси не используются ни в клинике, ни в
исследовательских проектах.
-
Диагностические различия:
детальные различия проявляются при некоторых диагнозах:
идентичные в МКБ-10 и DSM-IV понятия не всегда имеют идентичное содержание. Поэтому следует
точно указывать, по какой системе проводится диагностика.
Несмотря на все различия, между МКБ-10 и DSM-IV
существует явная конвергенция.
Приведенные в разделе 2.5 методы обследования отчасти позволяют одновременно ставить МКБ- и
DSM-диагнозы, поэтому становится возможным сравнивать результаты в разных системах.
2.5. Многоосевая система для детей и подростков
МКБ-10 и DSM-IV
включают область, относящуюся к детям и подросткам, во-первых,
имплицитно (многие диагнозы не разграничены по возрасту), во-вторых, эксплицитно (специфические
диагнозы для детей и подростков, например в МКБ-10: F94.1 реактивное расстройство привязанностей в
детском возрасте); однако детские психиатры (Remschmidt & Schmidt, 1994) издали для этой возрастной
группы собственную многоосевую схему классификации психических расстройств детского и
подросткового возраста по МКБ-10 ВОЗ.
В существенной мере эта схема базируется на
предварительных работах рабочей группы английского психиатра Раттера, который в 70-е гг.
разработал первую официальную многоосевую систему. Система включает следующие оси.
-
Ось I. Клинико-психиатрический синдром (МКБ-10: F0F6, F9).
-
Ось II. Описание нарушений развития (МКБ-10: F8).
-
Ось III. Уровень интеллекта (расширение МКБ-10: F7).
-
Ось IV. Физическая симптоматика (все возможные коды МКБ-10 за исключением секции V(F).
-
Ось V. Взаимозависимые актуальные анормальные психосоциальные обстоятельства (9
областей с соответствующими подпунктами; структурно, но не содержательно сопоставимо с осью IV
DSM-IV, например инвалидность одного из родителей; чрезмерная родительская забота).
-
Ось VI. Глобальная оценка психосоциальной адаптации (шкала, аналогичная оси V в DSM-IV).
Многоосевая система для детей и подростков больше и подробнее, чем МКБ-10 и DSM-IV,
учитывает психические аспекты, взаимосвязанные с расстройством.
2.6. Методы обследования
Главным элементом в дальнейшей разработке систем МКБ и DSM являются методы
обследования, которые наряду с операциональной диагностикой способствуют повышению надежности
при постановке диагнозов. Новейшие версии систем классификации МКБ-10 и DSM-III-R / IV тесно
связаны с этими методами; ниже мы вкратце их опишем (см. табл. 6.4).
Таблица 6.4. Обзор важных международных и немецкоязычных инструментов сбора данных
(МКБ-10 и DSM-IV)
Методы
Диагностическая
система
Международные контрольные списки диагнозов для МКБ-10
и DSM-IV (Internationale Diagnosen Checklisten fur ICD-10 und
DSM-IV, IDCL; Hiller et al., 1995)
МКБ-10, DSM-IV
Контрольные списки
МКБ-10. Контрольный список симптомов (ICD-10 Symptom
Checkliste fur psychische Storungen, SCL; WHO, 1995)
МКБ-10
Hosted by uCoz