Умение принять задание, подчинить сво¸ поведение будущему результату, иногда вопреки
чувственным, непосредственно влекущим побуждениям, действующим в настоящую минуту, это для
реб¸нка трудное умение. Его нужно специально развивать. Без этого умения невозможно обучение в
школе, где нужно готовить уроки, выполнять задания, подчиняться дисциплине. К этому нужно
приучать реб¸нка уже в дошкольном возрасте.
Это, само собой разумеется, не значит, что можно подчинять всю жизнь реб¸нка этого возраста
строгой регламентации, превращая е¸ в одно сплошное выполнение разных обязанностей и заданий по
расписанию.
Вообще встречаются две крайности, каждая из которых таит в себе серь¸зную опасность для
развития воли. Первая заключается в том, что реб¸нка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя
его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребить усилие, чтобы чего-
нибудь достигнуть, совершенно необходимая в жизни, не да¸тся сама собой; к ней нужно приучать;
лишь сила привычки может облегчить трудность усилия; совершенно не привычное, оно окажется
непосильным. Другая тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей непосильными
заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате созда¸тся привычка бросать
начатое дело незаверш¸нным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое
и основное правило доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать
незаверш¸нным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один
за другим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело. Настойчивость это ценнейшее
качество сильной воли заключается именно в том, чтобы неуклонно, не взирая на препятствия,
доводить начатое дело до конца, добиваясь осуществления своей цели. Е¸ нужно воспитывать на
практике, на деле.
К концу дошкольного возраста и в начале школьного реб¸нок обычно делает в волевом развитии
крупный шаг впер¸д, который является существенным условием возможности школьного обучения.
Реб¸нок научается принимать на себя задание и действовать из сознания необходимости его выполнить.
В результате он становится способен готовить урок, работать по программе, подчинять сво¸ поведение
общим правилам дисциплине, включаться в общественно-организованную жизнь класса, коллектива,
перейти от случайного, игрового восприятия к направленному на определ¸нную цель наблюдению и от
случайного, игрового, ненамеренного, непроизвольного запоминания к организованному заучиванию,
при котором учебная работа организуется (пут¸м расчленения материала на части, повторения и т. п.) с
определ¸нной целью усвоения заданного.
Этот новый уровень волевой деятельности развивается и закрепляется в процессе школьного
обучения и является существенным этапом в развитии волевых качеств личности. Некоторая волевая
зрелость является необходимой предпосылкой обучения в школе, в сво¸м дальнейшем развитии она
является вместе с тем и результатом е¸ работы. Дисциплинирующая упорядоченность учебной работы и
всей школьной жизни, е¸ ч¸ткая организация являются существенным условием формирования воли
учащихся.
В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения нарастают некоторые
трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные
требования к воле. Для того чтобы подвергнуть сознательному контролю импульсы, идущие от вновь
пробудившихся влечений, должна соответственно окрепнуть сознательная основа воли.
Некоторое напряжение, требующее известной выдержки, может возникнуть и в связи с
усложнением тех отношений с другими людьми, в которые вступает подросток. Он уже не реб¸нок и
ещ¸ не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в сво¸м отношении к нему иногда
особенно подч¸ркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из
ограничений, которые накладывает на не¸ ближайшее окружение. Он стремится обрести свою
собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в
собственные руки подростка. Это стремление оказывается плодотворным для волевого развития
личности постольку, поскольку деспотизму чужих принципов не противопоставляется лишь анархия
собственных импульсов и влечений, поскольку процесс высвобождения воли соединяется с е¸
внутренним преобразованием, основывающимся на превращении внешних правил в принципы,
выражающиеся в убеждениях. В результате определ¸нные принципы, имеющие идейное (в классовом
обществе классовое) содержание, начинают регулировать поведение. Из простой совокупности желаний
воля превращается в неизмеримо более сложное образование. Новый уровень идейности и
сознательности становится доступен подростку; это прида¸т его воле иной характер. Развитие
сознательной дисциплины является одновременно и результатом и средством е¸ преобразования.
|