Navigation bar
  Print document Start Previous page
 438 of 584 
Next page End  

Участие в жизни коллектива,
объедин¸нного общностью идеологии,
оказывается действенным
средством е¸ укрепления. Руководящая роль в процессе е¸ формирования должна принадлежать сначала
воспитательному воздействию педагога, школы, семьи, а затем собственной сознательной работе над
собой.
Развитие самосознания приводит к более полному пониманию собственных побуждений и
созда¸т предпосылки для углубл¸нной мотивации. Складывающийся характер делает мотивы более
устойчивыми и
связными. Оформление мировоззрения приводит к постановке новых целей более
высокого порядка и созда¸т предпосылки для большей принципиальности решений. С формированием
характера, мировоззрения и самосознания налицо основные предпосылки зрелой воли. Е¸ развитие
неразрывно связано с развитием личности, формирующейся в процессе деятельности.
При этом два момента имеют решающее значение в развитии воли: формирование у личности
значимых для не¸ целей, притом так, чтобы общественно-значимое, всеобщее стало вместе с тем и
личностно-значимым для человека, и привычка осуществлять намеченное, неуклонно доводить начатое
дело до конца. Воля формируется в действенной жизни.
Часть IV
Введение
Осознавшая свой предмет и понявшая свои задачи психология никак не может замкнуться в
изучении психических функций и процессов; она не может не включить в поле своего изучения
поведение, деятельность. Преодоление пассивной созерцательности, господствовавшей до сих пор в
психологии сознания, составляет одну из важнейших и актуальнейших задач нашей психологии.
Психика, сознание формируются в деятельности, в поведении, и лишь через поведение, через
деятельность они объективно познаются. Таким образом, деятельность, поведение неизбежно
включаются в круг психологического изучения. Это, однако, не значит, что поведение, деятельность
человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека — сложное явление.
Различные стороны е¸ изучаются разными науками: е¸ общественная сущность является предметом
общественных наук, е¸ физиологические механизмы — предметом физиологии; психология изучает
психическую сторону деятельности.
Человек — не пассивное, лишь созерцательное существо, а существо действенное, и изучать его
поэтому нужно в действии, в свойственной ему активности. Поведенческая психология, выдвинув эту
проблему, исказила и скомпрометировала е¸ тем, что она попыталась, с одной стороны, превратить
действие целиком в предмет психологии, с другой — упразднить психику в е¸ качественном
своеобразии. Задача же заключается в том, чтобы, не превращая действие и деятельность в
психологическое образование, разработать подлинную психологию действия. Только построение такой
подлинной психологии поведения будет действительным, положительным преодолением поведенческой
психологии.
Разработка психологии поведения является актуальнейшей задачей передовой научной мысли в
области психологии. Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам,
которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ
деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность
выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства
личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически
выделенные процессы. Психологическое изучение деятельности, включая в себя изучение функций и
процессов как необходимый и существенный психологический компонент, открывает поэтому новый,
более синтетический и конкретный план психологического исследования, отличный от того, в котором
протекает изучение функций.
Психологический анализ игры, например, приводит к выявлению в ней роли воображения,
мышления, воли. Но психология воображения плюс психология мышления, воли и т. д. не дают в
сумме, в совокупности ни игры как особого типа реальной деятельности, ни даже психологии игры.
Поэтому не только сама игра, но и психология игры не сводится к изучению тех или иных функций или
процессов, участвующих в процессе игры. В игре, как и в каждом виде деятельности, находит себе
выражение специфическая направленность личности, е¸ отношение к окружающему, подчиняющее себе
Hosted by uCoz