интерференция может возникать не только между навыками в целом, но и между отдельными частями и
моментами их (направления, скорости, силы отдельных движений, а также общей структуры, или
«формулы действия», при различии отдельных е¸ компонентов).
Исследование интерференции показало, далее, что интенсивность интерференции не
определяется сколько-нибудь непосредственно и однозначно близостью между интерферирующими
навыками во времени. Более отдал¸нный навык может иногда вызвать более сильную интерференцию,
чем смежный. Это является ещ¸ одним доказательством несостоятельности механистической теории
навыка, сводящей всю проблему навыка к ассоциативному сцеплению автоматических движений. С
другой стороны, можно констатировать, что чем более полно и сознательно человек владеет своими
навыками, тем меньше тормозящее влияние, которое они оказывают друг на друга. Чем лучше человек
владеет доминирующим, уже сформированным навыком, тем не труднее, а легче освобождается из-под
его тормозящего влияния приобретаемый вновь и интерферирующий с ним навык. Это парадоксально
звучащее положение имеет очевидное значение.
Вообще в тормозящем влиянии интерференции, закономерно наступающей в определ¸нных
условиях, нет ничего фатального. Оно относительно легко устранимо. Так, в частности (как показала
ещ¸ не опубликованная работа Л. М. Шварц) достаточно соотнести и сопоставить две могущие
интерферировать связи, сделав их предметом на них направленного сознательного действия, чтобы
репродуктивное торможение было, как правило, снято.
Не менее принципиальное значение имеет проблема переноса одна из центральных проблем в
учении о навыках. Под переносом разумеют распространение положительного эффекта от упражнения
одного навыка на другие. Возможность переноса имеет очень большое значение. Этому вопросу
посвящено множество исследований. Результаты их разноречивы. В одних экспериментах получался
перенос: упражнение одного навыка давало положительный эффект, распространявшийся и на
выработку других; в других такого эффекта, т. е. переноса, не получалось. Это разноречие в результате
представляется нам вполне закономерным. Оно отражает не просто разнобой субъективных точек
зрения различных исследователей, как это часто представляется спорящим между собой авторам,
утверждающим или отрицающим возможность переноса, а тот объективный факт, что перенос имеет
место в одних условиях и не имеет места в других. Он не является автоматическим, механическим
эффектом любого упражнения, а более или менее ясно выраженным результатом определ¸нным
образом организованного упражнения.
Сторонники механистического понимания навыка выдвинули для объяснения переноса теорию
тожественных элементов. Согласно этой теории, перенос объясняется тем, что в различные навыки
входят тожественные элементы одни и те же элементарные движения. Результат выработки и
усовершенствования их посредством упражнения в составе одного навыка переносится на другие
навыки, включающие те же движения. Совершенно очевидно, что такой перенос является разве лишь
частным случаем, к которому не может быть сведена вся проблема переноса.
В соответствии с нашим пониманием навыка следует во всяком случае говорить не о тожестве
элементов, а об общности компонентов. Для того чтобы возможен был перенос, действительно
необходима некоторая общность, но не обязательно «элементов», т. е. элементарных движений, а
компонентов, моментов, сторон навыка. Общими могут быть не только элементы содержания, но и
при¸мы, способы действия, организация работы, установка, контроль е¸ и т. д. При этом, очевидно, не
достаточно, чтобы эта общность сама по себе существовала в соответствующих абстрактно мыслимых
действиях. Необходимо, чтобы она в какой-то мере осознавалась субъектом, чтобы он улавливал эту
общность и находил точки приложения для переноса. Недаром исследователи столкнулись с тем
фактом, что более способные ученики переносят там, где менее способные не переносят. Перенос в ряде
случаев предполагает умение осмыслить свои действия, обобщить найденное в процессе упражнения
решение, усмотреть в новой ситуации моменты, позволяющие перенести в не¸ выработавшийся и
обобщившийся способ действия. Таким образом, перенос никак не может быть свед¸н к механической
ассоциации на основе «тожественных элементов». Для того чтобы выработка какого-нибудь навыка
давала перенос, навык должен быть не косным механическим агрегатом ассоциативно сцепленных
реакций, а значительно более сложным и совершенным образованием. Чем сознательнее будет
вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься. Возможность переноса навыка
его широта, л¸гкость и т. д. связана с обобщ¸нностью навыка, а обобщ¸нность навыка зависит от
того, насколько обобщ¸нно воспринимается то, что включает навык.
Перенос при выработке навыка находит себе выражение и в том многократно экспериментально
установленном факте, что навык, вырабатываемый на одном органе, переносится на другой:
|