Navigation bar
  Print document Start Previous page
 459 of 584 
Next page End  

выработанный на одной руке, он выполняется другой. Так, в эксперименте К. Лешли испытуемые
упражнялись в обведении звезды по е¸ зеркальному отображению левой рукой, и эффект этого
упражнения сказывался и на правой. Это свидетельствует о том, что выработка навыка по своим
физиологическим механизмам является не периферическим лишь, а также центрально обусловленным
процессом. Упражняется и обучается не наша правая рука или левая нога сама по себе, а мы сами. Это
не исключает того, что эффект этого упражнения сказывается вс¸ же в большей мере на упражняемом
органе, поскольку в этом, само собой разумеется, участвуют во взаимодействии с центральными также
и периферические факторы.
Взятая во всей своей широте проблема переноса, поскольку она распространяется (американской
педагогической психологией) на обучение в целом, имеет и другой аспект, принципиально ещ¸ более
существенный. Проблема упражнения и переноса является частным случаем проблемы обучения и
развития. Перенос может получиться не только потому, что субъект, находящийся на известном уровне
развития, в состоянии «обобщить» достигнутый на определ¸нном частном случае результат и перенести
его на другие, но и потому, что в процессе упражнения, приобретшего характер осмысленного
обучения, и благодаря ему субъект развивается, формируется, поднимается на высшую ступень, у него
формируются новые качества и создаются, таким образом, и новые возможности для более успешного
действия в дальнейшем. Распространение положительного эффекта от выучки в одном случае на другие
случаи может получиться не только потому, что случаи эти тожественны, но и потому, что субъект в
результате этой выучки перестал быть таким же, каким он был до этого. Человек, научившийся кое-что
делать, иногда в результате сам становится другим. Существует не только зависимость того, что
человек умеет делать, от того, что он сам собой представляет, но и обратная зависимость. В этом в
конце концов корень вопроса, если взять его в самой обшей его форме. Поэтому в конечном сч¸те
проблема переноса упирается в вопрос о том, что выработка навыка может и должна быть не голой
дрессурой, не механической тренировкой, а обучением или частью, компонентом обучения, обучение
же, рационально поставленное, является формирующим образовательным, процессом — развитием.
Поэтому действие, которое закрепляется в навыке, должно строиться на осознании метода действия, на
понимании принципа операции, на уяснении места, которое закрепляемые в виде навыков операции
занимают в сознательно осмысленной деятельности человека. Навык формируется в процессе
деятельности, с тем чтобы включиться в него в качестве подчин¸нного компонента.
[Исходя из
сформулированной здесь общей трактовки навыка, проблема эта разрабатывается сейчас сотрудником
Государственного института психологии Е. В. Гурьяновым на конкретном материале л¸тных навыков.]
Глава XVI. Деятельность
Задачи и мотивы деятельности
Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом; оно
включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней оно может
быть понято.
Общественная организация человеческой деятельности, объективный факт разделения труда
порождают своеобразный характер е¸ мотивации. Поскольку деятельность человека и входящие в е¸
состав действия служат при разделении труда непосредственно для удовлетворения не его личных, а
общественных потребностей, действия человека, направляясь уже непосредственно не на предметы,
служащие для удовлетворения его потребностей, не могут возникнуть инстинктивно, а лишь в силу
осознания зависимости удовлетворения его личных потребностей от выполнения им действий,
направленных на удовлетворение общественных потребностей: в силу общественного характера
человеческой деятельности, она из инстинктивной — какой была у животных — становится
сознательной. Вместе с тем созда¸тся возможность как схождения, так и расхождения между мотивом
и целью деятельности. Прямой целью общественно-организованной человеческой деятельности
является выполнение определ¸нной общественной функции; мотивом же е¸ для индивида может
оказаться удовлетворение его личных потребностей. В меру того, как общественные и личностные
интересы и мотивы расходятся у индивида, расходятся также мотивы и цели его собственной
деятельности; в меру того как они сходятся, сходятся также мотивы и цели деятельности человека.
Единство исходных мотивов и конечных целей у сложившейся и осознавшей свои пути личности
Hosted by uCoz