может при этом играть осознание им объективной общественной значимости тех задач, которые перед
ним ставятся.
Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, очень большое значение имеют
профессиональные интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении
всего дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием
интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор
профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший
жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.
Путь, которым складывается устойчивый профессиональный интерес, иногда бывает очень
извилистым. Любопытным документом в этом отношении являются воспоминания женщины-штурмана
Расковой.
[См. М. Раскова, Записки штурмана, «Знамя», 1939, ¹ 2.] Наряду с подобными случаями,
когда устойчивый жизненный интерес, определяющий профессиональную деятельность человека,
сформировался очень поздно, известно множество других случаев, когда он складывался очень рано,
сохраняясь на всю жизнь. В качестве примера, если для аналогии с Расковой говорить о л¸тчиках,
можно указать на Громова, который ещ¸ мальчиком решил стать л¸тчиком и затем неуклонно ш¸л по
намеченному пути. Можно было бы привести аналогичные примеры из самых различных сфер
деятельности.
В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются очень значительные
индивидуальные различия.
Идеалы
Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они не исчерпывают
мотивов человеческого поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не
только то, в ч¸м испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас
интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые
регулируют наше поведение.
Должное, с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осозна¸тся как независимое
от него общественно-всеобще-значимое, не подвластное его субъективному произволу; вместе с тем,
если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеч¸нно знаем,
что оно считается таковым,
должное становится предметом наших личных устремлений, общественно-значимое становится вместе
с тем личностно-значимым, собственным убеждением человека, идеей, овладевшей его чувствами и
волей. Определяясь мировоззрением, они находят себе обобщ¸нное абстрактное выражение в нормах
поведения, сво¸ наглядное выражение они получают в идеалах.
Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ,
воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты,
образ,
который служит образцом.
Идеал человека далеко не всегда представляет собой его идеализированное
отображение; идеал иногда может находиться даже в компенсаторно-антагонистическом отношении к
реальному облику человека; в н¸м может быть особенно подч¸ркнуто то, что человек особенно ценит и
чего ему как раз недоста¸т. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то,
чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть. Но было бы,
очевидно, неправильно чисто внешне противопоставлять должное и существующее, то, что человек
есть, и то, что он желает: то, что человек желает, тоже показательно для того, что он есть, его идеал
для него самого. Идеал человека это, таким образом, и то и не то, что он есть. Это предвосхищ¸нное
воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции его развития, которые, воплотившись в
образе-образце, становятся стимулом и регулятором этого развития.
Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием.
Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием. Каждая историческая эпоха
имеет свои идеалы свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают
наиболее значимые черты. Таков, например, идеал софиста или философа в «век просвещения» в
древней Греции, отважного рыцаря и смиренного монаха в феодальную эпоху. Капитализм и созданная
им наука имеют свой идеал: «е¸ настоящий идеал это аскетический,
но ростовщический скряга и
аскетический, но производящий раб».
[К Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, 1929, стр. 657; К. Маркс, Ф.
Энгельс, Соч. Т. 42. С. 131.]
Наша эпоха в нашей стране создала свой идеал, выдвинув в идеальном
человеческом образе черты и свойства, выковывающиеся в борьбе за социалистическое общество и
творческом труде по его построению.
|