Иногда идеалом служит обобщ¸нный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и
ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает определ¸нная конкретная историческая личность, в
которой эти черты особенно полно и ярко воплотились. Так, Сталин выдвигает Ленина в качестве
идеала, который должен направлять поведение советских людей, служить им мерилом и образцом, и
точно так же образ самого Сталина тоже служит сейчас для трудящихся всего мира таким же идеалом-
образцом. Наличие определ¸нного идеала вносит ч¸ткость и единство в направленность личности.
В раннем возрасте идеалом в большой мере служат люди ближайшего окружения отец, мать,
старший брат, кто-нибудь из близких, затем учитель. Позже в качестве идеала, на который подросток,
юноша хотел бы походить, выступает историческая личность, очень часто кто-либо из современников.
У наших детей, широко включ¸нных в общественную жизнь, значительно чаще, чем у детей, живущих в
замкнутой атмосфере буржуазной семьи, уже в раннем возрасте идеалом служит историческая
личность, вожди и герои Советского Союза.
В идеалах человека ярко проявляется его общая направленность. Проявляясь в них, она через
них и формируется. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок.
Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую
направленность личности.
* * *
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны или моменты многообразной и
вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве
мотивации е¸ деятельности.
Между различными побуждениями человеческой деятельности, потребностями и интересами
человека обычно устанавливается определ¸нная иерархия. Она определяет вступление в действие того
или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и действий.
Сплошь и рядом бывает, что мы полны тревоги и волнений из-за того, что задеты какие-то наши
интересы. Но стоит надвинуться вдруг серь¸зной беде, угрожающей значительно более насущным,
жизненным нашим интересам, и забота об интересах, судьба которых только что ещ¸ так волновала,
теряет всякую актуальность. Они перестают почти для нас существовать. Непонятным, почти диким
кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы: «можно ли
волноваться из-за таких пустяков?» Мы поглощены нависшей над нами угрозой. «Только бы миновала
нависшая над нами беда, и больше нам ничего не нужно». Но вот беда миновала, и оказывается как
только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как
снова начинают выступать и затем подниматься во весь рост утратившие было всякую актуальность
интересы; «пустяки» снова стали важными; снова на них сосредоточены мысли, с ними связаны заботы
и надежды. Самые насущные нужды обеспечены, им ничего не угрожает значит нечего о них и
думать. Актуальнее сейчас другое; на очереди другие интересы; наши радости и печали теперь связаны
с их судьбой.
Таков общий закон: пока актуальны первичные, более насущные потребности и интересы,
отступают вторичные, менее насущные; по мере того как более первичные теряют в своей остроте и
актуальности, одни за другими выступают последующие. Потребность и интересы различной
значимости для личности выступают в сознании в определ¸нной последовательности. Эта
последовательность определяется вышеуказанным законом.
Облик личности существенно определяется, во-первых, уровнем, на котором находятся основные
потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим прежде всего определяется бОльшая или
меньшая значительность либо убогость е¸ внутреннего содержания. У одних людей вс¸ сведено к
элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчин¸нную роль:
над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой
деятельности. Облик человека существенно меняется в зависимости от того, какой удельный вес
приобретают эти высшие интересы.
Для облика личности существенное значение имеет, во-вторых, круг е¸ потребностей, интересов,
идеалов. Объ¸м или широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную по своему содержанию базу духовной жизни
личности от духовно нищенской, убогой жизни одних людей до поражающей своим богатством и
содержательностью жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим
образом переплетается с вопросом об е¸ уровне. Прежде всего не может быть речи об особой широте и
|