ученых, которые впервые описали границы человеческого интеллекта. Он полагает, что мы упрощаем
реальность потому, что иначе нам не «совладать» с нею. Представьте себе такую сложную игру, как
шахматы: партий, которые можно разыграть, больше, чем частиц во Вселенной. Так как же мы
справляемся с реальностью? Мы прибегаем к помощи упрощающих эмпирических приемов к
помощи эвристики. Иногда эвристика подводит нас, и мы терпим поражение. Однако чаще она
помогает нам формировать быстрые и эффективные суждения.
Из полезной эвристики, благодаря которой мы выживаем, может возникнуть и иллюзорное
мышление. Человек, убежденный, что он в состоянии контролировать события, не теряет надежды и не
опускает рук. Выходят ли события из-под контроля или нет, позитивное мышление помогает нам
добиваться оптимальных результатов. Оптимизм приносит дивиденды. Можно даже сказать, что наши
убеждения похожи на научные теории: порой они ошибочны, но в общем полезны. Как говорит
социальный психолог Сьюзн Фиске, «за мыслью следует дело» (Fiske, 1992).
<Лишив обывателя его жизненных иллюзий, вы лишите его и счастья. Генрик Ибсен, Дикая утка,
1884>
Раз уж мы постоянно стремимся к совершенствованию своих теорий, не могли бы мы также
уменьшить и количество ошибок в нашем социальном мышлении? В школах преподаватели учат, учат,
учат нас арифметике до тех пор, пока мозг не натренируется настолько, что начнет обрабатывать
числовую информацию автоматически и безошибочно. Мы согласны, что подобная способность не
дается нам от. рождения иначе зачем было бы тратить столько лет на учебу? Психолог-исследователь
Робин Доус, пришедший в ужас от того, что «одно исследование за другим подтверждает
ограниченность наших возможностей обрабатывать информацию на уровне сознания, и прежде всего
социальную информацию», полагает, что обработке социальной информации нужно учить так же
настойчиво, как учат арифметике (Dawes, 1980).
Ричард Нисбетт и Ли Росс убеждены в том, что специальное обучение может «повысить наш
иммунитет» против ошибок определенного рода (Nisbett & Ross, 1980). Они предлагают:
обучать людей распознавать вероятные источники ошибок в их собственной социальной
интуиции и тренировать их в этом умении;
создавать курсы статистики и изучать на них проблемы логических и социальных суждений,
возникающие в повседневности. Люди, получившие подобную подготовку, на самом деле правильнее
судят о событиях реальной жизни (Lehman et al., 1988; Nisbett et al., 1987);
сделать подобное обучение максимально эффективным за счет широкого использования
конкретных, ярких примеров и историй из повседневной жизни;
обучать запоминающимся и полезным формулировкам, таким, например, как «Это
эмпирический вопрос», «Где ты это откопал?» или «Ты можешь полагаться на статистику, но удачно
выбранный пример лучше».
Резюме
Изучение социальных убеждений и суждений позволяет нам понять механизм формирования и
сохранения убеждений, которые в большинстве случаев вполне исправно служат нам, но порой
становятся причиной заблуждений. Подобно тому как зрительные иллюзии побочный продукт
перцептивных механизмов, помогающих нам систематизировать сенсорную информацию, наши
ошибочные суждения это побочный продукт мыслительных стратегий (эвристики), которые обычно
не подводят нас. Но от этого они не перестают быть ошибками ошибками, которые способны сделать
наше восприятие реальности искаженным, а суждения об окружающих пристрастными.
Постскриптум автора
Размышления о силе и слабостях интуиции
Можно ли сказать, что результаты изучения гордыни и ошибок унижают достоинство человека?
Разумеется, мы вправе сокрушаться по поводу горькой правды о несовершенстве рода человеческого,
но это не должно мешать нам радоваться более тому, что люди нечто большее, чем машины. Наш
субъективный опыт основа нашей человечности нашего искусства и нашей музыки, тех радостей,
которые приносят нам дружба и любовь, наши тайные и религиозные переживания.
Когнитивные и социальные психологи, изучающие иллюзорное мышление, не ставят перед
|