роль присяжных на процессе по иску о дискриминации по половому признаку. Только те студенты
«вынесли приговоры», соответствующие их установкам, которым сначала напомнили о необходимости
«систематизировать собственные мысли о дискриминации на рынке труда и взгляды на эту проблему» и
предоставили возможность это сделать. Наши установки руководят нашим поведением, если мы
задумываемся над ними.
Люди с развитым самосознанием обычно не теряют связи со своими установками (Miller &
Grush, 1986). Следовательно, второй способ заставить людей концентрировать внимание на внутренних
убеждениях, заключается в том, чтобы научить их осознавать свои действия, возможно, стоя перед
зеркалом (Carver & Scheier, 1981). Может быть, вам знакомо это чувство внезапного осознания себя,
которое возникает, когда входишь в комнату с большим зеркалом? Когда люди осознают себя, связь
между словом и делом становится более прочной (Gibbons, 1978; Froming et al., 1982).
Эдвард Динер и Марк Уоллбом отмечают, что едва ли не все студенты университета считают
обман аморальным (Diener & Wallbom, 1976). Но станут ли они следовать совету шекспировского героя,
Полония, и будут ли искренними с самими собой? Якобы для определения IQ, Динер и Уоллбом дали
студентам Вашингтонского университета задание решение анаграмм и сказали, что когда
прозвенит звонок, работа должна быть прекращена. Большая часть оставленных без присмотра
испытуемых (71%) обманули экспериментатора: они продолжали работать и после звонка. Среди
студентов, для которых были созданы условия, благоприятствующие самоосознанию (они работали
перед зеркалом, слушая свой собственный голос, записанный на пленку), количество обманщиков не
превысило 7%. В связи с этим возникает вопрос: чаще ли покупатели станут вспоминать о том, что
воровство грех, если в магазинах установят зеркала на таком уровне, чтобы они могли видеть в них
свои глаза?
<Легче читать проповеди о добродетели, чем быть добродетельным. Ларошфуко,
Максимы,
1665>
Помните описанное выше изучение морального лицемерия, выполненное Бэтсоном? Результаты
заключительного эксперимента, проведенного Бэтсоном и его коллегами, подтверждают: зеркала
действительно приводят поведение в соответствие с выраженными установками (Batson et al., 1999).
Люди, бросавшие монетку перед зеркалом, проявляли при этом чрезвычайную щепетильность. Ровно
50% осознавших себя испытуемых выбрали для второго участника «выгодное» задание.
Опыт как источник силы установок. Сила установок зависит и от того, как мы их
приобретаем. Результаты серьезных исследований, выполненных Расселом Фазио и Марком Занной,
позволяют сделать следующий вывод: если установки являются следствием опыта, вероятность того,
что они сохранятся надолго и будут направлять поведение, значительно возрастает (Fazio & Zanna,
1981). В ходе одного из экспериментов исследователям, не подозревая об этом, помог Корнеллский
университет. Финансовые проблемы заставили администрацию университета временно, на несколько
недель, поселить некоторых первокурсников в общих спальнях, в то время как другие студенты
блаженствовали в относительно комфортных отдельных комнатах.
В ходе опроса, проведенного Деннисом Реганом и Рисселлом Фазио, студенты из обеих групп
выразили одинаково негативное отношение и к ситуации, сложившейся в общежитии, и к решению,
принятому администрацией (Regan & Fazio, 1977). Когда же им была предложена возможность
действовать в соответствии со своими установками подписать петицию и собрать подписи других
студентов, вступить в комитет, изучающий ситуацию, или написать ходатайство, ею воспользовались
лишь студенты, ставшие жертвами временного размещения, т. е. люди, чьи установки сформировались
на основе личного опыта. Но это еще не все. По сравнению с пассивно сформировавшимися
установками установки, закаленные в горниле опыта, более осмысленны, более определенны, более
стабильны, менее подвержены внешним влияниям, более доступны и более насыщены эмоциями (Millar
& Millar, 1996; Sherman et al., 1983; Watts, 1967; Wu & Shaffer, 1987).
Подводя итог, можно сказать, что связь между выраженными установками и поведением зависит
от обстоятельств и может варьировать в широких пределах от полного ее отсутствия до очень
сильной (Kraus, 1995). Наши установки прогнозируют наше поведение, если:
другие влияния минимальны;
установка специфична для данного поведения;
установка усилена, т. е. если что-то напомнило нам о ней или если она была приобретена
таким образом, который гарантирует ее силу.
Кажутся ли эти условия очевидными? Может быть, трудно не поддаться соблазну и не подумать,
что мы и «раньше это знали». Однако помните: в 1970 г. они казались исследователям отнюдь не
|